Главное меню

Антон Дельвиг, статьи о нём

Антон Дельвиг. Рисунок карандашом В. П. Лангера (1829). Anton Delwig

Биография и стихотворения А. Дельвига

Статьи (2):

  • Дельвиг

    (статья из Краткой литературной энциклопедии: В 9 т. - Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1964)
  • Дельвиг

    (статья из Литературной энциклопедии: В 11 т. - [М.], 1929-1939)

Дельвиг
(статья из Краткой литературной энциклопедии: В 9 т. - Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1964)

ДЕЛЬВИГ, Антон Антонович [6(17).VIII.1798, Москва, - 14(26).I.1831, Петербург], барон, - русский поэт. Учился в Царскосельском лицее (1811-17), по окончании которого определился на службу. С 1824 Дельвиг целиком отдаётся литературной работе. Он начал печатать стихи ещё будучи воспитанником лицея, там же установились его художественные взгляды. В 1818 был избран в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. В 1819 вступил в общество «Зелёная лампа». Прогрессивные убеждения Дельвига того времени нашли частичное отражение в его творчестве (участие в переводе «Маккавеев», перевод антирелигиозной песни П. Ж. Беранже «Le bon Dieu» - «Подражание Беранже»). Однако восстание декабристов прошло мимо Дельвига, несмотря на близкие отношения с В. К. Кюхельбекером, К. Ф. Рылеевым, А. А. Бестужевым и другими. Дельвиг выступил в поэзии оригинальным продолжателем классической традиции (К. Н. Батюшкова и других). Основными видами его лирики становятся подражания древним (идиллии) и стихи в духе русских народных песен. Увлечение античностью для Дельвига, как и для многих поэтов начала 19 века, обусловливалось пассивным неприятием господствующих общественных порядков, романтическими поисками гармоничной личности, отличающейся простотой и естественностью чувств. Именно в этом заключался идейный смысл таких идиллий, как «Цефиз», «Дамон», «Купальницы», «Конец Золотого века». В идиллии «Отставной солдат» Дельвиг стремился воспроизвести особенности русского народного характера, быта, языка. В жанре народных песен он значительно глубже отразил народный дух по сравнению с предшественниками (Ю. А. Нелединским-Мелецким, И. И. Дмитриевым). Некоторые из песен пользуются широкой популярностью («Соловей», музыка А. А. Алябьева, «Не осенний мелкий дождичек», музыка М. И. Глинки). Дельвиг одним из первых разработал в русской поэзии форму сонета. Как показывает набросок «Ночь на 24 июня», Дельвиг искал новых путей в области драмы и смело обращался к новым метрическим формам, вводя их в литературу. Лирика Дельвига, несмотря на свою камерность, сыграла большую роль в развитии поэтических форм и метрической техники в поэзии. Пушкин высоко ценивший стихи Дельвига, указывал, что в них «…заметно необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда он не изменял».

Издательская деятельность Дельвига, его альманах «Северные цветы» (1825-31) и «Литературная газета» (1830-31) имели большое значение для объединения прогрессивных поэтов пушкинского круга и защиты их позиций в литературной борьбе 20-х годов. С первых же номеров газета повела борьбу за прогрессивное искусство, за идейную свободу художника. Литераторы пушкинской группы через газету Дельвига отстаивали свою независимость от правительсва. Издателя газеты несколько раз вызывал к себе по доносу Ф. В. Булгарина шеф жандармов А. Х. Бенкендорф. В результате «состоялось высочайшее повеление о запрещении издания под его редакцией» (декабрь 1830). Вскоре после этого Дельвиг скончался.

Соч.: Полн. собр. стихотворений. Ред. и прим. Б. Томашевского. Вступ. ст. И. Виноградова и Б. Томашевского, [Л., 1934]; то же, 2 изд., Л., 1959; Стихотворения. Вступ. ст., ред. и прим. Б. Томашевского; [Л.], 1936; Стихотворения. [Вступ. ст., подгот. текста и прим. Л. Плоткина], 2 изд., Л., 1951.

Лит.: Пушкин А. С., [Дельвиг], Полн. собр. соч., т. 7, М., 1958; Гаевский В. П., Дельвиг, «Современник», 1863, № 2, 5, 1854, № 1, 9; Верховский Ю. Н., Барон Дельвиг. Материалы биографич. и литературные, П., 1922; Розанов И. Н., Поэты двадцатых годов XIX в., М., 1925; Дельвиг А. И., Полвека рус. жизни. Воспоминания. 1820-1870, т. 1, М. - Л., [1930]; Успенский Вс., О Дельвиге, в кн.: Рус. поэзия XIX в. Сб. ст., под ред. Б. М. Эйхенбаума и Ю. Н. Тынянова, Л., 1929; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. - Л., 1962.

Л. А. Ершов

Дельвиг
(статья из Литературной энциклопедии: В 11 т. - [М.], 1929-1939)

ДЕЛЬВИГ Антон Антонович [1798-1831] - поэт, видный литературный деятель Пушкинской плеяды. Происходил из обрусевшего немецкого рода баронов Дельвигов, потомков рыцарей-меченосцев. Учился в царскосельском лицее, вместе с Пушкиным, считавшим его в числе самых близких друзей. Позднее был связан тесной дружбой с Баратынским, Плетнёвым. Довольно неудачно служил (в департаменте горных и соляных дел, в министерстве финансов, в Публичной библиотеке - помощником библиотекаря, под началом баснописца Крылова, и т. д.).

Печатать свои стихи Дельвиг начал ещё на лицейской скамье; первое стихотворение - патриотическая ода «На взятие Парижа» - помещено в «Вестнике Европы» в 1814 году, на месяц раньше первого стихотворения Пушкина. Принимал деятельное участие в лицейских рукописных журналах. Издание с 1825 ежегодного альманаха «Северные цветы» ставит Дельвига в центр литературной деятельности пушкинской группы, в качестве объединителя всех её основных творческих сил, «друга и советника» старших её представителей, пестуна и наставника поэтического молодняка, наконец хозяина одного из самых утонченных литературных салонов эпохи.

В 1830 Дельвиг издаёт при ближайшем участии Пушкина и князя Вяземского «Литературную газету» - боевой орган «литературной аристократии», деятелей «чистого искусства» - поэтов-дворян, противопоставляющих себя «лавочникам» от литературы, журналистам-профессионалам типа Булгарина. По настояниям и доносам последнего Дельвиг был отстранён Бенкендорфом от издания газеты, обратившей на себя неблагосклонное внимание николаевского правительства. Чрезвычайно грубое обхождение Бенкендорфа с Дельвигом, вызванным им для объяснений, по настойчивым свидетельствам современников, послужило одной из причин болезни и преждевременной смерти поэта.

Принадлежность Дельвига, как и большинства поэтов пушкинского поколения, к родовитому, но захудалому дворянству, лишившемуся своей классовой гегемонии, смещённому с высот общественно-государственной деятельности в узкий домашний быт, в частное существование, определила основные линии его поэтического творчества, эволюция которого протекала в общем русле развития дворянского стиля 20-х гг. Личное бытие самого Дельвига, отрешённая «тихая жизнь», свободная до последних дней от бурь и потрясений, выпавших на долю других представителей плеяды (разжалование в солдаты Баратынского, ссылка Пушкина и т. п.), наложила на его поэзию особый отпечаток.

В своей поэтической деятельности, количественно крайне незначительной (всего около ста семидесяти стихотворений, из которых при жизни Дельвига было напечатано меньше ста), Дельвиг является из всех поэтов плеяды наиболее последовательным представителем «чистой поэзии», чуждой каких бы то ни было общественных и гражданских мотивов, гурманом, дегустатором «чистых» поэтических форм («Дельвиг - поэт-сибарит, который нежился всяким звуком своей почти эллинской лиры и, не выпивая всего напитка поэзии, глотал его по капле, как знаток вин, присматриваясь к цвету и обоняя самый запах», - писал о нём Гоголь). Виртуозное мастерство и настойчивое стремление к насаждению на русской почве всё новых и новых форм стиха являются отличительными достоинствами его поэтического творчества: Дельвиг один из первых культивирует в русской поэзии форму сонета (превосходные сонеты Дельвига появились за семь лет до сонетов Пушкина), впервые употребляет гипердактилические рифмы (стихотворение «Жаворонок»), с успехом применяет самые разнообразные «древние метры», пишет «вольным размером» русских народных песен; исканиями и опытами Дельвига в значительной степени подготовлено в творчестве Пушкина замечательное формальное многообразие знаменитой болдинской осени 1830. При богатстве и разнообразии поэтической формы содержание стихов Дельвига отличается крайней ограниченностью, почти скудостью, вращаясь в узком кругу всё тех же, весьма немногих, образов и мотивов. Мечты о «тихом», усадебном уюте в своём скромном «наследственном селенье»; «беспечная» жизнь в «домике простом», «замкнутом на ключ» «для знати жеманной»; «покой в безвестности»; «забвенье мирских забот» и лёгкие эпикурейские забавы в «весёлом кружке вакхических друзей»; «умеренное желанье» - «проспать весь век» с тем, чтобы от милых и ленивых «просонок» жизни «беззаботно» перейти к «сновиденьям» непугающей смерти, где ждёт встреча с ранее ушедшими «милыми тенями», льющими в бокалы «тень Аи» - таковы основные настроения и эмоции поэзии Дельвига. Тон её, в соответствии с общим стилем дворянской лирики той поры, - по преимуществу элегический. Однако эта элегическая настроенность не имеет ничего общего с сосредоточенной безнадёжностью стихов Баратынского, с грозным и скорбным пессимизмом некоторых произведений Пушкина. В творчестве Дельвига «новейшее уныние», свойственное в той или иной степени всем поэтам плеяды, проявляется в форме лёгкой грусти об «увянувшей юности», «исчезнувшем мае», «конченном пире», «пролетевших временах», «златых днях екатеринина века», грусти, находящей такое же лёгкое разрешение за чашей, «венчанной минутными розами», или на груди у «Лидии младой». Характерно-излюбленный образ поэзии Дельвига - «улыбающийся» старец среди «милых юношей и дев», в сочувственном кругу молодёжи, юных друзей, новых поколений.

Жанровая эволюция Дельвига вполне соответствует общему характеру его поэтического творчества, развивающегося на основе поэтики французского и русского классицизма XVIII и начала XIX в., влияние которой с самого начала умеряется в Дельвиге одновременным влиянием немецкой литературы. От культа Державина, от торжественной «Пиндаровой» оды, воспевающей «героев и судей», - Дельвиг переходит к малым «домашним жанрам» горацианской оды, анакреонтической песни, альбомной записи, дружеского послания, элегического дистиха и т. п. Однако наиболее характерным жанром зрелого Дельвига является жанр идиллии, которая и своей тематикой (лирическое воспоминание - рассказ в эпоху «железного века» о «золотом веке», о мирном «аркадском» быте счастливых поселян) и своим эмоциональным колоритом лёгкой незатуманенной печали полнее всего выражает основную настроенность его творчества. Этот лирический жанр пришёлся особенно по вкусу его товарищам по плеяде. «Идиллии Дельвига для меня удивительны: какую силу воображения должно иметь, дабы так совершенно перенестись из XIX столетия в золотой век, и какое необыкновенное чутьё изящного, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания или немецкие переводы», - писал о них Пушкин. Наоборот, современная Дельвигу разночинская критика особенно ценила его подражания «русским народным песням», - параллельный жанр, который, наравне с идиллией, Дельвиг особенно охотно культивировал в зрелые годы своего творчества (скрещение жанров греческой идиллии и русской песни в «русской идиллии» Дельвига «Отставной солдат») и который является последней стадией в процессе «снижения» дворянских классических жанров XVIII в. Песни Дельвига являются конечно только стилизациями под «народные» песни, однако в то же время они представляют несомненное движение вперёд от соответствующих опытов Нелединского-Мелецкого, Дмитриева и др. Некоторые из песен Дельвига оказали большое влияние на поэтическое творчество Кольцова. Большинство их положено на музыку Глинкой, Даргомыжским, Алябьевым и др. Иные, оторвавшись от своих литературных корней, и посейчас пользуются широкой безымянной известностью («Ах, ты, ночь ли, ноченька», «Не осенний мелкий дождичек», и др.). Интерес к поэзии Дельвига, высоко оценённой современниками, с начала 40-х гг. почти совершенно замирает вплоть до второго десятилетия XX века, когда делается попытка снова выдвинуть Дельвига в качестве одного из видных и оригинальных представителей пушкинской плеяды.

Библиография: I. При жизни Дельвига вышел единственный сборник его стихотворений (СПБ., 1829. Сочинения, с приложением биографического очерка, составленного Вал. Майковым, ежемесячное приложение к журналу «Север», СПБ., 1893; Неизданные стихотворения, под ред. М. Л. Гофмана, П., 1922; Барон Дельвиг, Материалы биографические и лит-ые, собранные Ю. Верховским, П., 1922; Письма барона А. А. Дельвига к невесте, Сборник Пушкинского дома на 1923, П., 1922.

II. Гаевский В., Дельвиг, «Современник», 1853, кн. II и V; 1854, кн. I и IX; Гастфрейнд Н., Товарищи Пушкина по Царскосельскому лицею. Материалы для словаря лицеистов, т. II, СПБ., 1912; Дельвиг А. И., Мои воспоминания, т. I, М., 1912; Шервинский С., Барон Дельвиг и русская народная песня, «Русский архив», 1915; Киселёв Н. П., Размеры Дельвига, «Труды и дни», М., 1916, VIII; Поэты пушкинской поры, под ред. Ю. Н. Верховского (см. вступит. статью), М., 1919; Гофман М., Страница из жизни Дельвига, сборник «Феникс», М., 1922, кн. I; Розанов И. Н., Поэты двадцатых годов XIX в., М., 1925 (глава II, Дельвиг); Успенский Вс., О Дельвиге, сб. «Русская поэзия XIX в.», Л., 1929.

III. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910; Владиславлев И. В., Русские писатели, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, М., 1928.

Д. Благой