Главное меню

Александр Жаров

Жаров Александр Алексеевич [31 марта (13 апреля) 1904, деревня Семёновская Московской губернии (ныне Можайского района Московской области) - 7 сентября 1987, Москва], русский советский поэт.
Александр Жаров. Alexander Zharov

Подробнее

Фотогалерея (5)

Стихи (4):

Ходили мы походами

Ходили мы походами 
В далёкие моря, 
У берега французского 
Бросали якоря. 
Бывали мы в Италии, 
Где воздух голубой, 
И там глаза матросские 
Туманились тоской. 

   Помним наши рощи золотые,
   Помним степи, горы, берега!
   Милый край, Советская Россия,
   Ты морскому сердцу дорога! 

Красивы африканские 
Заливы, города, 
Пылает в южной полночи 
Хрустальная звезда. 
Но где бы мы ни плавали, - 
Все звёзды над водой 
Казались нам московскою 
Кремлёвскою звездой. 

Везде, куда отважные 
Заходят моряки, 
Им снятся наши гавани, 
Родные маяки. 
Путями океанскими 
Прошли мы целый свет, 
Но краше нашей Родины 
Нигде на свете нет. 

Ходили мы походами 
В далёкие моря, 
У берега французского 
Бросали якоря. 
Бывали мы в Италии, 
Где воздух голубой, 
И там глаза матросские 
Туманились тоской. 

1947


Музыка: К. Листов

Грустные ивы

Грустные ивы склонились к пруду, 
Месяц плывёт над водой. 
Там, у границы, стоял на посту 
Ночью боец молодой. 

В грозную ночь он не спал, не дремал,
Землю родную стерёг. 
В чаще лесной он шаги услыхал 
И с автоматом залёг. 

Чёрные тени в тумане росли, 
Туча на небе темна… 
Первый снаряд разорвался вдали - 
Так начиналась война. 

Трудно держаться бойцу одному, 
Трудно атаку отбить. 
Вот и пришлось на рассвете ему 
Голову честно сложить. 

Грустные ивы стоят у пруда, 
Месяц глядит с вышины… 
Сонному берегу шепчет вода 
Имя героя страны. 

Вместе с победой спокойные дни 
В эти вернулись края. 
Ночью на тихой заставе огни 
Вновь зажигают друзья. 

?


Музыка: Матвей Блантер

Заветный камень

Холодные волны вздымает лавиной
Широкое Чёрное море.
Последний матрос Севастополь покинул,
Уходит он, с волнами споря.

   И грозный, солёный, бушующий вал
   О шлюпку волну за волной разбивал.
   В туманной дали
   Не видно земли,
   Ушли далеко корабли.

Друзья-моряки подобрали героя.
Кипела волна штормовая.
Он камень сжимал посиневшей рукою
И тихо сказал, умирая:

   «Когда покидал я родимый утёс,
   С собою кусочек гранита унёс…
   Затем, чтоб вдали
   От крымской земли
   О ней мы забыть не могли.

Кто камень возьмёт, тот пускай поклянётся,
Что с честью носить его будет.
Он первым в любимую бухту вернётся
И клятвы своей не забудет!

   Тот камень заветный и ночью, и днём
   Матросское сердце сжигает огнём.
   Пусть свято хранит
   Мой камень-гранит,
   Он русскою кровью омыт».

Сквозь бури и штормы прошёл этот камень,
И стал он на место достойно.
Знакомая чайка взмахнула крылами,
И сердце забилось спокойно.

   Взошёл на утёс черноморский матрос,
   Кто Родине новую славу принёс,
   И в мирной дали
   Идут корабли
   Под солнцем родимой земли.

1943


Музыка: Борис Мокроусов

Взвейтесь кострами

Взвейтесь кострами, синие ночи! 
Мы - пионеры, дети рабочих. 

     Близится эра
     Светлых годов.
     Клич пионера -
     «Всегда будь готов!» 

Радостным шагом, с песней весёлой, 
Мы выступаем за комсомолом. 

Мы поднимаем алое знамя, 
Дети рабочих, смело за нами! 

Грянем мы дружно песнь удалую 
За пионеров семью мировую. 

Взвейтесь кострами, синие ночи! 
Мы - пионеры, дети рабочих. 

1922


Музыка: С. Дёшкин

Биография

Жаров Александр Алексеевич [р. 31.3 (13.4). 1904, д. Семёновская, ныне Можайского района Московской области], русский советский поэт. В комсомоле с 1918. Член КПСС с 1920. Учился в МГУ, занимался в поэтическом семинаре В. Я. Брюсова.

Начал печататься в 1921. Принадлежал к плеяде комсомольских поэтов. В 1925 опубликовал книгу стихов «Ледоход» (с предисловием А. В. Луначарского); отдельными изданиями выходили поэмы «Комсомолец» (1924), «Мастер Яков» (1924), «Азиаты» (1925), самая популярная поэма Жарова - «Гармонь» (1926). В 30-х гг. создал поэмы «Два паспорта», «Сентиментальный друг», «Варя Одинцова» (1938). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Жаров находился в действующем военно-морском флоте. Написал много патриотических стихов и поэмы о героях-моряках: «Богатырь» (1942), «Керим» (1942), «Борис Сафонов» (1944). Начиная с пионерской песни «Взвейтесь кострами», Жаров создал широко популярные песни: «Заветный камень», «Грустные ивы», «Мы за мир», «Ходили мы походами», «Где ты, утро раннее?» и др. Много работает в жанре политического плаката. Награждён 4 орденами, а также медалями.

Соч.: Избр. произв., т. 1-2, М., 1954; На земле, в небесах и на море. Новые стихи, М., 1960; Стихи. Песни. Поэмы. [Предисл. М. Матусовского], М., 1964; Заветный камень, М., 1967; Страна юности, 1921-1968, [Вступ. ст. П. Железнякова], М., 1968.

Лит.: Тарасенков Ан., Русские поэты XX века. 1900-1955, Библиография, М., 1966.

«Большая советская энциклопедия», 1969-1978.


ЖАРОВ, Александр Алексеевич [р. 31.III(13.IV).1904, д. Семёновская Московской губернии] - русский советский поэт. Член Коммунистической партии с 1920. Родился в семье крестьянина. Учился в Можайском реальном училище. С 1918 - секретарь одной из первых комсомольских ячеек. Был делегатом III съезда РКСМ (1920). Занимался в поэтическом семинаре В. Я. Брюсова в МГУ. Начал печататься в 1921. Принадлежал к плеяде комсомольских поэтов (А. Безыменский, М. Светлов, В. Саянов, И. Уткин и др.), которые в 20-е годы были певцами комсомольской юности. Один из организаторов объединения комсомольских поэтов «Молодая гвардия». Стихи Жарова 20-х годов, проникнутые духом революционной романтики, партийности, оптимизма, пользовались популярностью у советской молодежи. В 1924 написаны поэмы «Комсомолец», «Мастер Яков», в 1925 - «Азиаты». Особенно популярна лирическая поэма «Гармонь» (1926), в которой поэту в колоритных образах удалось показать быт, мечты, работу молодёжи 20-х годов. Стих поэмы напевен, отмечен близостью к народному творчеству. Менее удачны страдающие риторикой поэмы «Дзержинский» (1934-53), «Варя Одинцова» (1938). Революционной героике посвящены исторические новеллы в стихах «Два паспорта» (1934) и «Товарищ Ворошилов» (1935). В годы Великой Отечественной войны Жаров находился в действующем военно-морском флоте, опубликовал много патриотических стихов, поэмы «Богатырь» (1942), «Керим» (1942), «Борис Сафонов» (1944). В послевоенные годы Жаров пишет лирико-публицистические стихи, подписи к сатирическим плакатам, переводит поэтов братских народов. Жарову принадлежат тексты популярных песен «Взвейтесь кострами, синие ночи» (длительное время был гимном пионеров), «Заветный камень», «Грустные ивы», «Мы за мир» и др. Простая и доступная по форме, бодрая и жизнеутверждающая поэзия Жарова откликается на «злобу дня», на события общественной жизни.

Соч.: Избр. произв., т. 1-2, М., 1954; Тридцать пять. Стихи и поэмы. 1921-1956, М., 1956; Знаменосцы юности, М., 1958; На земле, в небесах и на море. Новые стихи, М., 1960; Гармонь. Поэма, М., 1960.

Лит.: Лелевич Г., О пролетарском лит. молодняке, М.; 1926; Воронский А., Лит. типы, 2 изд., М., 1927; Долматовский Е., Певец комсомольской юности, «Огонек», 1954, № 15; Крайнев М., Певец юности, «Комс. правда», 1957, 22 янв., № 18.

Л. М. Вольпе

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1964


ЖАРОВ Александр Алексеевич [1904-] - современный поэт. Родился в семье крестьянина. С 1918 до 1925 был на комсомольской работе. Печататься начал с 1919, преимущественно в комсомольской печати. С 1922 сотрудничает почти во всех центральных органах, помещающих художественную литературу, в ряде альманахов, сборников и т. п.

Жаров является поэтом «второго призыва», выдвинувшимся на смену первым пролетарским писателям ленинградского Пролеткульта и московской «Кузницы». В противовес романтической и героической лирике периода гражданской войны, лирика Жарова, как и других поэтов «второго призыва» (преимущественно комсомольцев), отразила «восстановительный» период нашего хозяйства.

Тематика первого этапа творчества Жарова разнообразна. Рядом с отдельными «героями» у Жарова - темы общего характера вплоть до «коминтерновских», но даже и в этом последнем случае они более конкретны и менее символичны, чем это было у поэтов Пролеткульта; они подчинены задачам дня, и в этом смысле поэзия Жарова в значительной своей части «календарна» - это отклик на то или иное событие советских буден или поэтическая раскраска советских праздников.

Общее настроение, которым проникнута поэзия Жарова, - бодрый и жизнерадостный гимн революционным будням, строителям нового мира, в особенности же революционной молодёжи (комсомольская тематика занимает самое большое место в поэзии Жарова):

«Радость, радость, цветы и звенья,
Буйствуй молодостью в молодёжи». 

Жаров остаётся таким же приподнятым лириком и в большинстве своих поэм, которые не столько развёртывают образы и типы в их внутренней психологической сущности, сколько их лирически воспевают (если это друзья) или бичуют (если это враги - например: хулиган в «Гармони», белогвардеец Лузгин в «Азиатах» и т. д.).

Последние стихи Жарова, рядом с современной пролетарской прозой широкого эпического размаха повторяющие прежние публицистические мотивы в недвижных формах ранней его поэтики, - риторичны и художественно неубедительны. Новые же мотивы, правда, свидетельствуют о некотором сдвиге поэта, но идут они в сторону от прямых путей пролетарской поэзии и несут на себе следы влияния мелкобуржуазной стихии, которая делает поэта проводником отдельных своих настроений.

Особенно сказывается этот поворот в лирике, посвящённой женщине. Лирическую героиню первых стихов Жарова - комсомолку, товарища и политического борца - оттесняет женщина-самка. «Разоблачение» лирической героини, начатое в известном стихотворении «Сними, мой друг, скорее сапоги… чтоб не испортить линии ноги» - Жаров довёл до конца, предложив в качестве заведующей женотделом… евангельскую блудницу Магдалину!

Жаров «оправдывал» такие настроения как неизбежные «издержки производства» при стройке нового быта, как своеобразную дань с трудом изживаемому прошлому. Так ли это - покажет будущее.

Библиография: I. Слово о Поволжьи, М., 1921; Ледоход, М., 1921, 2-е дополн. изд., с предисл. А. В. Луначарского, М., 1925; Красная тальянка, М., 1923; изд. 2-е, М., 1925; Комсомолец, М., 1924; изд. 2-е, М., 1925; Песни юных пионеров, М., 1924; Песня о червонце, Харьков, 1924; Мастер Яков, М., 1924; Азиаты, М., 1925; Обновлённая земля, М., 1925; Наш день, Харьков, 1925; Сердце горит, М., 1925; Здравствуй, жизнь, М., 1925; Гармонь, М., 1926; Избранные стихи, М., 1926; Строй, М., 1926; Рост, М. - Л., 1927; Свинец и терпенье, М., 1927; Сердце не остудишь, М., 1927; Первый том, Стихи и поэмы, М., 1928 (сюда вошло многое из печатавшегося ранее); Мекка, М., 1928; Итальянское письмо и др. стихи, М., 1928, и ряд сборников в сотрудничестве с другими поэтами.

II. Беккер Мих., Поэт развёртывающейся жизни, «На лит-ом посту», 1926, III; Лелевич Г., О пролетарском литературном молодняке, М., 1926; Воронский А., Литературные типы, изд. 2-е, М., 1927; Диспут «О Жарове и жаровщине» в ленинградских газетах: «Смена», «Красная газета» (веч. вып.), «Ленинградская правда» за ноябрь - декабрь 1926 (статьи Штейнмана, Тура и Блейнгардта); Против травли т. Жарова (в ответ на предыдущие статьи), «На лит-ом посту», 1927, I (за подписью секретариата ВАПП).

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русск. марксистской критики, ред. Н. К. Пиксанова, изд. 4-е, Гиз, М., 1928.

С. Малахов

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939