Главное меню

Максимилиан Волошин, цикл поэм «Путями Каина»

Максимилиан Волошин. Maximilian Voloshin

Биография и стихотворения М. Волошина

«Путями Каина»

  1. Мятеж

  2. Огонь

  3. Магия

  4. Кулак

  5. Меч

  6. Порох

  7. Пар

  8. Машина

  9. Бунтовщик

  10. Война

  11. Космос

  12. Таноб

  13. Государство

  14. Левиафан

  15. Суд

Путями Каина
Трагедия материальной культуры

I. Мятеж

1

В начале был мятеж, 
Мятеж был против Бога 
И Бог был мятежом. 
И всё, что есть, началось чрез мятеж. 

2

Из вихрей и противоборств возник 
Мир осязаемых 
И стойких равновесий. 
И равновесье стало веществом. 
Но этот мир разумный и жестокий 
Был обречён природой на распад. 

3

Чтобы не дать материи изникнуть, 
В неё впился сплавляющий огонь. 
Он тлеет в «я», и вещество не может 
Его объять собой и задушить. 
Огонь есть жизнь. 
И в каждой точке мира 
Дыхание, биенье и горенье. 
Не жизнь и смерть, но смерть и воскресенье - 
Творящий ритм мятежного огня. 

4

Мир - лестница, по ступеням которой 
Шёл человек. 
Мы осязаем то, 
Что он оставил на своей дороге. 
Животные и звёзды - шлаки плоти, 
Перегоревшей в творческом огне: 
Все в свой черед служили человеку 
Подножием, 
И каждая ступень 
Была восстаньем творческого духа. 

5

Лишь два пути раскрыты для существ, 
Застигнутых в капканах равновесья: 
Путь мятежа и путь приспособленья. 
Мятеж - безумие; 
Законы природы - неизменны. 
Но в борьбе за правду невозможного 
Безумец - 
Пресуществляет самого себя, 
А приспособившийся замирает 
На пройденной ступени. 
Зверь приноровлен к склонениям природы, 
А человек упорно выгребает 
Противу водопада, что несёт 
Вселенную 
Обратно в древний хаос. 
Он утверждает Бога мятежом, 
Творит неверьем, строит отрицаньем, 
Он зодчий, 
И его ваяло - смерть, 
А глина - вихри собственного духа. 

6

Когда-то тёмный и косматый зверь, 
Сойдя с ума, очнулся человеком - 
Опаснейшим и злейшим из зверей - 
      Безумным логикой 
      И одержимым верой. 
      Разум 
Есть творчество навыворот. И он 
Вспять исследил все звенья мирозданья, 
Разъял вселенную на вес и на число, 
Пророс сознанием до недр природы, 
Вник в вещество, впился, как паразит, 
В хребет земли неугасимой болью, 
К запретным тайнам подобрал ключи, 
Освободил заклёпанных титанов, 
Построил им железные тела, 
Запряг в неимоверную работу: 
Преобразил весь мир, но не себя 
И стал рабом своих же гнусных тварей. 

7

Настало время новых мятежей 
И катастроф: падений и безумий. 
Благоразумным: 
               «Возвратитесь в стадо», 
Мятежнику: 
           «Пересоздай себя». 

25 января 1923


II. Огонь

1

Плоть человека - свиток, на котором 
Отмечены все даты бытия. 

2

Как вехи, оставляя по дороге 
Отставших братьев: 
Птиц, зверей и рыб, 
Путём огня он шёл через природу. 
Кровь - первый знак земного мятежа, 
А знак второй - 
Раздутый ветром факел. 

3

В начале был единый Океан, 
Дымившийся на раскалённом ложе. 
И в этом жарком лоне завязался 
Неразрешимый узел жизни: плоть, 
Пронзённая дыханьем и биеньем. 
Планета стыла. 
Жизни разгорались. 
Наш пращур, что из охлаждённых вод 
Свой рыбий остов выволок на землю, 
В себе унёс весь древний Океан 
С дыханием приливов и отливов, 
С первичной теплотой и солью вод - 
Живую кровь, струящуюся в жилах. 

4

Чудовищные твари размножались 
На отмелях. 
Взыскательный ваятель 
Смывал с лица земли и вновь творил 
Обличия и формы, 
Человек 
Невидим был среди земного стада. 
Сползая с полюсов, сплошные льды 
Стеснили жизнь, кишевшую в долинах. 
Тогда огонь зажжённого костра 
Оповестил зверей о человеке. 

5

Есть два огня: ручной огонь жилища, 
Огонь камина, кухни и плиты, 
Огонь лампад и жертвоприношений, 
Кузнечных горнов, топок и печей, 
Огонь сердец - невидимый и тёмный, 
Зажжённый в недрах от подземных лав… 
И есть огонь поджогов и пожаров, 
Степных костров, кочевий, маяков, 
Огонь, лизавший ведьм и колдунов, 
Огонь вождей, алхимиков, пророков, 
Неистовое пламя мятежей, 
Неукротимый факел Прометея, 
Зажжённый им от громовой стрелы. 

6

Костёр из зверя выжег человека 
И сплавил кровью первую семью. 
И женщина - блюстительница пепла 
Из древней самки выявила лики 
      Сестры и матери, 
      Весталки и блудницы. 
С тех пор, как Агни рдяное гнездо 
      Свил в пепле очага - 
      Пещера стала храмом, 
      Трапеза - таинством, 
      Огнище - алтарём, 
Домашний обиход - богослуженьем. 
      И человечество питалось 
      И плодилось 
      Пред оком грозного 
      Взыскующего Бога. 
А в очаге отстаивались сплавы 
Из серебра, из золота, из бронзы: 
Гражданский строй, религия, семья. 

7

Тысячелетья огненной культуры 
Прошли с тех пор, как первый человек 
Построил кровлю над гнездом Жар-птицы 
И под напевы огненных Ригвед 
Праманта - пестик в деревянной лунке, 
Вращавшийся на жильной тетиве, 
Стал знаком своеволья - 
Прометеем, 
И человек сознал себя огнём, 
Заклёпанным в темнице тесной плоти. 

25 января 1923, Коктебель


Агни - в индийской и индуистской мифологии бог огня, домашнего очага, жертвенного костра.
«Ригведа» («Книга гимнов»; X в. до н.э.) - древнейший памятник индийской литературы, включает 1028 религиозных гимнов.
Праманта - один из эпитетов Агни, вертящийся кусок дерева, с помощью которого добывали огонь.

III. Магия

1

На отмели Незнаемого моря 
Синдбад-скиталец подобрал бутылку, 
      Заклёпанную 
      Соломоновой печатью, 
И, вскрыв её, внезапно впал во власть 
В ней замкнутого яростного Джинна. 
Освободить и разнуздать не трудно 
Неведомые дремлющие воли: 
Трудней заставить их себе повиноваться. 

2

Когда непробуждённый человек 
Ещё сосал от сна благой природы 
И радужные грёзы застилали 
Видения дневного Мира, пахарь 
Зажмуривал глаза, чтоб не увидеть 
Перебегающего поле фавна, 
А на дорогах легче было встретить 
Бога, чем человека, 
И пастух, 
Прислушиваясь к шумам, различал 
В дыханье ветра чей-то вещий голос. 
      Когда разъятые 
      Потом сознаньем силы 
Ему являлись в подлинных обличьях 
И он вступал в борьбу и в договоры 
С живыми волями, что раздували 
Его очаг, вращали колесо, 
Целили плоть, указывали воду, - 
Тогда он знал, как можно приневолить 
Себе служить Ундин и Саламандр, 
И сам в себе старался одолеть 
Их слабости и страсти. 

3

Но потом, 
Когда от довременных снов 
Очнулся он к скупому дню, ослеп 
От солнечного света и утратил 
      Дар ясновидения 
      И начал, как дитя, 
Ощупывать и взвешивать природу, 
Когда пред ним стихии разложились 
На вес и на число - он позабыл, 
Что в обезбоженной природе живы 
Все те же силы, что овладевают 
И волей и страстями человека. 

4

А между тем в преображённом мире 
Они живут. 
И жадные Кобольты 
Сплавляют сталь и охраняют руды. 
Гнев Саламандр пылает в жарких топках, 
В живом луче танцующие Эльфы 
Скользят по проволокам 
      И мчатся в звонких токах; 
Бесы пустынь, самумов, ураганов 
Ликуют в вихрях взрывов, 
Дремлют в минах 
И сотрясают моторы машин; 
Ундины рек и Никсы водопадов 
Работают в турбинах и котлах. 

5

Но человек не различает лики, 
Когда-то столь знакомые, и мыслит 
Себя единственным владыкою стихий: 
Не видя, что на рынках и базарах 
За призрачностью биржевой игры 
Меж духами стихий и человеком 
Не угасает тот же древний спор; 
Что человек, освобождая силы 
Извечных равновесий вещества, 
Сам делается в их руках игрушкой. 

6

Поэтому за каждым новым 
Разоблачением природы ждут 
Тысячелетья рабства и насилий, 
И жизнь нас учит, как слепых щенят, 
И тычет носом долго и упорно 
В кровавую расползшуюся жижу, 
Покамест ненависть врага к врагу 
Не сменится взаимным уваженьем, 
Равным силе 
Когда-то сдвинутой с устоев человеком. 
Каждой ступени в области познанья 
Ответствует такая же ступень 
Самоотказа; 
Воля вещества 
Должна уравновеситься любовью. 
И магия: 
Искусство подчинять 
Духовной воле косную природу. 

7

Но люди неразумны. Потому 
Законы жизни вписаны не в книгах, 
А выкованы в дулах и клинках, 
В орудьях истребленья и машинах. 

30 января 1923, Коктебель


Синдбад-мореход - герой средневековой книги арабских сказок «Тысяча и одна ночь».
Соломонова печать - чудесный перстень, с помощью которого Соломон, третий царь Израильско-Иудейского государства (ок.965-928 до н.э.), согласно легенде, укрощал демонов.
Джин (джинн)- в мусульманской мифологии дух, часто злой.
Ундины - в низшей мифологии народов Европы духи воды, русалки.
Саламандры - в средневековых поверьях духи огня.
Кобольты (герм. миф.) - вид эльфов, духи земных недр.
Эльфы - в низшей мифологии германских народов духи.
Никсы (герм.-сканд. миф.) - русалки.

IV. Кулак

1

Из кулака родилось братство: 
Каин первый 
Нашёл пристойный жест для выраженья 
Родственного чувства, предвосхитив 
Слова иных времён: враги нам близкие. 
«И тот, кто не оставит 
Отца и мать, тот не пойдёт за мной». 
Он понял истину, что первый встречный 
Нам больше брат, чем близкие по крови. 

2

Он - первый земледелец - ненавидел 
Кровь жертвенных животных и принёс 
Плоды и колос вспаханного поля 
В дар Богу, 
Жаждавшему испарений крови, 
Но был отвергнут его бескровный дар, 
И он убил кочевника, 
Топтавшего посевы. 
«А эта кровь - тебе угодна, Ягве?» 
И прочь ушёл с пылающим клеймом: 
«Отмстится всемеро тому, 
Кто тронет отныне Каина». 

3

Порвавши узы кровного родства, 
Он понял хмель одиночества 
И горький дух свободы. 
Строитель городов - построил первый тюрьмы; 
Ковач металлов - 
Сковал он первый плуг, топор и нож; 
Создатель музыки, - 
Прислушиваясь к ветру, 
Он вырезал свирель 
И натянул струну; 
Ловец зверей - он на стенах пещеры 
Обвёл резцом 
Виденья разгорячённых снов: 
Бизонов, мамонтов, кабанов и оленей. 

4

Так стал он предком всех убийц, 
Преступников, пророков - зачинатель 
Ремёсл, искусств, наук и ересей. 

5

Кулак - горсть пальцев, пясть руки, 
Сжимающая сручье иль оружье, - 
Вот сила Каина. 

6

В кулачном праве выросли законы 
Прекрасные и кроткие в сравненьи 
С законом пороха и правом пулемёта. 
Их равенство в предельном напряженьи 
Свободных мускулов, 
Свобода - в равновесьи 
Звериной мощи с силами природы. 

7

Когда из пламени народных мятежей 
Взвивается кровавый стяг с девизом: 
«Свобода, братство, равенство иль смерть» - 
Его древко зажато в кулаке 
Твоём, первоубийца Каин. 

11 марта 1922


«И тот, кто не оставит Отца и мать…» - Пересказ слов Христа (от Матфея, Марка, Луки).
…убил кочевника… - Авель был пастырь овец.
«Отмстится всемеро тому, кто тронет отныне Каина» - Неточная цитата (Бытие, IV, 15).
«Свобода, братство, равенство иль смерть» - лозунг французской революции, впервые фигурирующий в постановлении парижского политического клуба кордельеров от 30 июня 1973 г.

V. Mеч

1

Меч создал справедливость. 

2

      Насильем скованный, 
      Отточенный для мщенья, - 
Он вместе с кровью напитался духом 
      Святых и праведников, 
      Им усекновенных. 
И стала рукоять его ковчегом 
Для их мощей. 
(Эфес поднять до губ - 
Доныне жест военного салюта). 
И в этом меч сподобился кресту - 
Позорному столбу, который стал 
Священнейшим из символов любви. 

3

На справедливой стали проступили 
Слова молитв и заповеди долга: 
«Марии - Деве милосердной - Слава». 
«Не обнажай меня без нужды, 
Не вкладывай в ножны без чести». 
«In te, о Domine, speravi!» - 
      Восклицают средневековые клинки. 
      Меч сосвященствовал во время 
      Литургии, 
Меч нарекался в таинстве крещенья. 
Их имена «Отклер» и «Дюрандаль» 
      Сверкают, как удар. 
      И в описях оружья 
К иным прибавлено рукой писца: 
      «Он - фея». 

4

Так из грабителя больших дорог 
      Меч создал рыцаря 
      И оковал железом 
Его лицо и плоть его; а дух 
Провёл сквозь пламя посвященья, 
Запечатляя в зрящем сердце меч, 
Пылающий в деснице Серафима: 
      Символ земной любви, 
      Карающей и мстящей, 
Мир рассекающий на «Да» и «Нет», 
На зло и на добро. 
«Si! Si! - No! No!» - 
Как утверждает Сидов меч «Тисона». 

5

Когда же в мир пришли иные силы 
И вновь преобразили человека, 
Меч не погиб, но расщепился в дух: 
Защитницею чести стала шпага - 
(Ланцет для воспалённых самолюбий). 
      А меч - 
Вершителем судебных приговоров. 
      Но, обесчещенный, 
      Он для толпы остался 
      Оракулом 
      И врачевателем болезней; 
И палачи, собравшись, хоронили 
      В лесах Германии 
      Усталые мечи, 
      Которые отсекли 
      Девяносто девять. 

6

      Казнь реформировал 
      Хирург и филантроп, 
      И меч был вытеснен 
      Машинным производством, 
Введённым в область смерти; и с тех пор 
      Он стал характером, 
      Учением, доктриной: 
Сен-Жюстом, Робеспьером, гильотиной - 
Антиномией Кантова ума. 

7

      О, правосудие, 
      Держащее в руках 
Весы и меч! Не ты ль его кидало 
На чашки мира: «Горе побеждённым!»? 
Не веривший ли в справедливость 
      Приходил 
К сознанию, что надо уничтожить 
      Для торжества её 
      Сначала всех людей? 
Не справедливость ли была всегда 
Таблицей умноженья, на которой 
      Труп множили на труп, 
      Убийство на убийство 
      И зло на зло? 
Не тот ли, кто принёс «Не мир, а меч», 
В нас вдунул огнь, который 
Язвит и жжёт, и будет жечь наш дух, 
      Доколе каждый 
Таинственного слова не постигнет: 
«Отмщенье Мне и Аз воздам за зло». 

1 февраля 1922, Коктебель


In te, о Domine, speravi! (лат.) - На тебя, Господи, уповаю!
«Отклер», «Дюрандаль» - названия мечей Оливье и Роланда, героев старофранцузского рыцарского эпоса «Песнь о Роланде».
Сидов меч «Тисона» - Волошин утверждает в одной из статей, что приведенный девиз начертан на мече Сида Кампеадора «Коллада».
…отсекли Девяносто девять - подразумевается: 99 голов.
Хирург и филантроп - Жозеф Игнас Гильотен (1738-1814), врач, по предложению которого во Франции была введена в употребление гильотина (первая казнь - в апреле 1792г.).
«Горе побеждённым!» (лат. «vae victis») - крылатое выражение, приводимое Титом Ливием («История»).
«Не мир, а меч» - Мафея, X, 34.
«Отмщенье Мне и Аз воздам за зло» - Второзаконие, XXXII, 35.

VI. Порох

1

Права гражданские писал кулак, 
Меч - право государственное, порох 
Их стёр и создал воинский устав. 

2

На вызов, обращённый не к нему 
Со дна реторт преступного монаха, 
      Порох 
Явил свой дымный лик и разметал 
      Доспехи рыцарей, 
      Как ржавое железо. 

3

«Несчастные, тащите меч на кузню 
И на плечо берите аркебузы: 
Честь, сила, мужество - бессмысленны. 
      Теперь 
Последний трус стал равен 
Храбрейшему из рыцарей». - 
      -«О, сколь благословенны 
Века, не ведавшие пороха, 
В сравненьи с нашим временем, когда 
Горсть праха и кусок свинца способны 
Убить славнейшего…» 
      Так восклицали 
Неистовый Орланд и мудрый Дон-Кихот - 
Последние мечи средневековья. 

4

Привыкший спать в глубоких равновесьях 
      Порох 
Свил чёрное гнездо 
На дне ружейных дул, 
В жерле мортир, в стволах стальных орудий, 
Чтоб в ярости случайных пробуждений 
В лицо врагу внезапно плюнуть смерть. 

5

Стирая в прах постройки человека, 
Дробя кирпич, и камень, и металл, 
Он вынудил разрозненные толпы 
Сомкнуть ряды, собраться для удара, 
Он дал ружью - прицел, 
Стволу - нарез, 
Солдатам - строй, 
Героям - дисциплину, 
Связал узлами недра тёмных масс, 
Смесил народы, 
Сплавил государства, 
В теснинах улиц вздыбил баррикады, 
Низвергнул знать, 
Воздвигнул горожан, 
Творя рабов свободного труда 
Для равенства мещанских демократий. 

6

      Он создал армию, 
      Казарму и солдат, 
Всеобщую военную повинность, 
Беспрекословность, точность, дисциплину, 
Он сбил с героев шлемы и оплечья, 
Мундиры, шпаги, знаки, ордена, 
Всё оперение турниров и парадов 
И выкрасил в зелено-бурый цвет 
      Разъезженных дорог, 
      Растоптанных полей, 
Развёрстых улиц, мусора и пепла, 
Цвет кала и блевотины, который 
Невидимыми делает врагов. 

7

Но чёрный порох в мире был предтечей 
Иных ещё властительнейших сил: 
Он распахнул им дверь, и вот мы на пороге 
Клубящейся неимоверной ночи, 
И видим облики чудовищных теней, 
Не названных, не мыслимых, которым 
Поручено грядущее земли. 

28 января 1923, Коктебель


Орланд - герой поэмы итальянского поэта Лодовико Ариосто «Неистовый Роланд» (1516).

VII. Пар

1

Пар вился струйкой 
Над первым очагом. 
Покамест вол тянул соху, а лошадь 
      Возила тяжести, 
      Он тщетно дребезжал 
Покрышкой котелка, шипел на камне, 
Чтоб обратить вниманье человека. 

2

Лишь век назад хозяин догадался 
Котёл, в котором тысячи веков 
Варился суп, поставить на колёса, 
И, вздев хомут, запрячь его в телегу. 
Пар выпер поршень, напружил рычаг, 
И паровоз, прерывисто дыша, 
      С усильем сдвинулся 
      И потащил по рельсам 
Огромный поезд клади и людей. 

3

Так начался век пара. Но покорный 
Чугунный вол внезапно превратился 
      В прожорливого Минотавра: 
      Пар послал 
Рабочих в копи - рыть руду и уголь, 
В болота - строить насыпи, в пустыни - 
      Прокладывать дороги: 
      Запер человека 
В застенки фабрик, в шахты под землёй, 
Запачкал небо угольною сажей, 
      Луч солнца - копотью, 
      И придушил в туманах 
Расплесканное пламя городов. 

4

Пар сократил пространство; сузил землю, 
Сжал океаны, вытянул пейзаж 
      В однообразную, раскрашенную 
      Ленту 
Холмов, полей, деревьев и домов, 
Бегущих между проволок; 
Замкнул 
Просторы путнику; 
      Лишил ступни 
      Горячей ощупи 
      Неведомой дороги, 
Глаз - радости открытых новых далей, 
Ладони - посоха и ноздри - ветра. 

5

      Дорога, ставшая 
      Грузоподъёмностью, 
      Пробегом, напряженьем, 
Кратчайшим расстояньем между точек, 
Ворвалась в город, проломила бреши 
И просеки в священных лабиринтах, 
Рассекла толщи камня, превратила 
Проулок, площадь, улицу - в канавы 
Для стока одичалых скоростей, 
Вверх на мосты загнала пешеходов, 
Прорыла крысьи ходы под рекою 
И вздёрнула подвесные пути. 

6

Свист, грохот, лязг, движенье - заглушили 
Живую человеческую речь, 
Немыслимыми сделали молитву, 
Беседу, размышленье; превратили 
Царя вселенной в смазчика колёс. 

7

      Адам изваян был 
      По образу Творца, 
Но паровой котёл счёл непристойной 
      Божественную наготу 
      И пересоздал 
По своему подобью человека: 
Облек его в ливрею, без которой 
Тот не имеет права появляться 
      В святилищах культуры, 
Он человеческому торсу придал 
      Подобие котла, 
      Украшенного клёпками; 
На голову надел дымоотвод, 
Лоснящийся блестящей сажей; 
Ноги 
      Стесал, как два столба, 
      Просунул руки в трубы, 
Одежде запретил все краски, кроме 
Оттенков грязи, копоти и дыма, 
И, вынув душу, вдунул людям пар. 

8 февраля 1922, Коктебель


Минотавр (греч. миф.) - чудовище-человеко-бык, в жертву которому ежегодно приносили семь юношей и девушек.

VIII. Машина

1

Как нет изобретателя, который, 
Чертя машину, ею не мечтал 
Облагодетельствовать человека, 
Так нет машины, не принесшей в мир 
      Тягчайшей нищеты 
      И новых видов рабства. 

2

Пока рука давила на рычаг, 
      А воды 
Вращали мельничное колесо - 
      Их силы 
Не нарушали древних равновесий. 
      Но человек 
К извечным тайнам подобрал ключи 
И выпустил пленённых исполинов. 

3

Дух, воплощаясь в чреве, строит тело: 
Пар, электричество и порох, 
      Овладевши 
Сознаньем и страстями человека, 
      Себе построил 
      Железные тела 
      Согласно 
Своей природе: домны и котлы, 
      Динамо-станции, 
      Моторы и турбины. 

4

Как ученик волшебника, призвавший 
      Стихийных демонов, 
Не мог замкнуть развёрстых ими хлябей 
И был затоплен с домом и селеньем - 
Так человек не в силах удержать 
Неистовства машины: рычаги 
Сгибают локти, вертятся колёса, 
Скользят ремни, пылают недра фабрик, 
И, содрогаясь в непрерывной спазме, 
Стальные чрева мечут, как икру, 
      Однообразные ненужные предметы 
      (Воротнички, автомобили, 
      Граммофоны) - 
Мильонами мильонов, - затопляя 
      Селенья, области и страны - 
      Целый мир, 
      Творя империи, 
      Захватывая рынки, 
      И нет возможности 
      Остановить их ярость, 
Ни обуздать разнузданных рабов. 

5

Машина - победитель человека: 
Был нужен раб, чтоб вытирать ей пот, 
Чтоб умащать промежности елеем, 
Кормить углём и принимать помёт. 
И стали ей тогда необходимы: 
Кишащий сгусток мускулов и воль, 
Воспитанных в голодной дисциплине, 
И жадный хам, продешевивший дух 
За радости комфорта и мещанства. 

6

Машина научила человека 
Пристойно мыслить, здраво рассуждать. 
Она ему наглядно доказала, 
Что духа нет, а есть лишь вещество, 
Что человек такая же машина, 
Что звёздный космос только механизм 
Для производства времени, что мысль 
Простой продукт пищеваренья мозга, 
Что бытие определяет дух, 
Что гений - вырожденье, что культура 
Увеличение числа потребностей, 
      Что идеал - 
      Благополучие и сытость, 
Что есть единый мировой желудок 
И нет иных богов, кроме него. 

7

Осуществленье всех культурных грёз: 
Гудят столбы, звенят антенны, токи 
Стремят в пространство звуки и слова, 
      Разносит молния 
      Декреты и указы 
Полиции, правительства и бирж - 
Но ни единой мысли человека 
Не проскользнёт по чутким проводам. 
Ротационные машины мечут 
И день и ночь печатные листы, 
Газеты вырабатывают правду 
Одну для всех на каждый день и час: 
Но ни одной строки о человеке - 
О древнем замурованном огне. 
Течёт зерно по трюмам и амбарам, 
Порта и рынки ломятся от яств, 
Горячей снедью пышут рестораны, 
Но ни единой корки для голодных - 
Для незанумерованных рабов. 
В пучинах вод стальные рыщут рыбы, 
Взрывают хляби тяжкие суда, 
      Поют пропеллеры 
      В заоблачных высотах: 
Земля и воды, воздух и огонь - 
Всё ополчилось против человека. 
А в городах, где заперты рабы, - 
Распахнуты театры и музеи, 
      Клокочут площади, 
      Ораторы в толпу 
      Кидают лозунги 
      О ненависти классов, 
О социальном рае, о свободе, 
О радостном содружестве племён, 
И нищий с оскоплённою душою, 
С охолощённым мозгом торжествует 
Триумф культуры, мысли и труда. 

1 марта 1922


IX. Бунтовщик

1

Я голос вопиющего в пустыне 
Кишащих множеств, в спазмах городов, 
В водоворотах улиц и вокзалов - 
В безлюднейшей из всех пустынь земли. 

2

Мне сказано: «Ступай на рынки» - 
Надо, 
Чтоб каждый раб был призван к мятежу. 
Но не мечи им истин, а взрывай 
Пласты оцепенелых равновесий: 
Пусть истина взовьётся как огонь 
Со дна души, разъятой вихрем взрыва. 
Беда тому, кто убедит глупца! 
      Принявший истину на веру - 
      Ею слепнет. 
Вероучитель гонит пред собой 
Лишь стадо изнасилованных правдой: 
      Насилье истиной 
      Гнуснее всех убийств: 
Кто хочет бунта - сей противоречья, 
Кто хочет дать свободу - соблазняй, 
Будь поджигателем, 
Будь ядом, будь трихиной, 
Будь оводом, безумящим стада. 

3

Вы - узники своих же лабиринтов! 
Вы - мертвецы заклёпанных гробов! 
Вы - суеверы, мечущие бомбы 
В парламенты, и в биржи, и в дворцы, - 
Вы мыслите разрушить динамитом 
Всё то, что прорастает изнутри - 
Из вас самих с неудержимой силой. 
Я призываю вас к восстанью против 
Законов естества и разума: 
      К прыжку из человечества - 
      К последнему безумью - 
К пересозданью самого себя. 

4

Кто написал на этих стенах кровью: 
«Свобода, братство, равенство 
Иль смерть!»? 
Свободы нет. 
Но есть освобожденье, 
Среди рабов единственное место, 
Достойное свободного, - тюрьма! 
Нет братства в человечестве иного, 
Как братство Каина. 
Кто связан кровью 
Ещё тесней, чем жертва и палач? 
Нет равенства - есть только равновесье, 
Но в равновесье - противоупор, 
И две стены, упавши друг на друга, 
Единый образуют свод. 
Вы верите, что цель культуры - счастье, 
Что благосостоянье - идеал? 
Страдание и голод - вот резец, 
Которым смерть ваяет человека. 
Не в равенстве, не в братстве, не в свободе, 
А только в смерти правда мятежа. 

5

Закона нет - есть только принужденье. 
Все преступленья создаёт закон. 
Преступны те, которым в стаде тесно: 
Судить не их, наказывать не вам. 
      Перед преступником 
      Виновно государство. 
Не пресекайте, но готовьте русла 
Избытку сил. 
Поймите сущность зла. 
Не бойтесь страсти. 
Не противьтесь злому 
Проникнуть в вас: 
Всё зло вселенной должно, 
Приняв в себя, 
Собой преобразить. 
А вы построили темницы и запреты: 
Суд гасит страсть, 
Правительство - мятеж, 
Врач гасит жизнь, 
Священник гасит совесть, 
Довольно вам заповедей на «не»: 
Всех «не убий», «не делай», «не укради», 
Единственная заповедь «ГОРИ». 
Твой Бог в тебе, 
И не ищи другого 
Ни в небесах, ни на земле: 
Проверь 
Весь внешний мир: 
Везде закон, причинность, 
Но нет любви: 
Её источник - Ты! 
Бог есть любовь, 
Любовь же огнь, который 
Пожрёт вселенную и переплавит плоть. 
Прислушайся ко всем явленьям жизни: 
Двойной поток: 
Цветенье и распад. 
Беги не зла, а только угасанья: 
И грех и страсть - цветенье, а не зло: 
      Обеззараженность 
      Отнюдь не добродетель! 

6

Ни преступление, ни творчество, ни труд 
Не могут быть оплачены: оплата 
Труда бессмысленна: лишь подаянье 
      Есть мзда, достойная творца. 
      Как дерево - созревшие плоды 
      Роняйте на землю 
      И простирайте ветви 
За милостыней света и дождя. 
      Дано и отдано? 
      Подарено и взято? 
Всё погашается возвратом? 
      Торгаши! 
Вы выдумали благодарность, чтобы 
      Поймать в зародыше 
      И удушить добро? 
Не отдавайте давшем: 
Отдайте иному, 
Чтоб тот отдал другим: 
Тогда даянье, брошенное в море, 
Взволнует души, ширясь, как волна. 
Вы боретесь за собственность? 
Но кто же принадлежит кому? 
Владельцу вещь? 
Иль вещи помыкают человеком? 
То собственность, 
Что можно подарить; 
Вы отдали: и этим вы богаты, 
Но вы рабы всего, что жаль отдать. 

7

С собою мы уносим только то, 
От обладанья чем мы отказались. 
Неужто вы останетесь хранить 
Железный храм угрюмых привидений? 
Вы были слизью в лоне океана 
И унесли его в своей крови, 
Вы отреклись от солнечного света, 
Чтоб затеплить во тьме пещер огонь. 
Распады утомлённых равновесий 
Истратили на судоргу машин, 
В едином миге яростного взрыва 
Вы источили вечности огня: 
Вы поняли сплетенья косных масс, 
Вы взвесили и расщепили атом, 
Вы в недра зла заклинили себя. 
И ныне вы заложены, как мина, 
Заряженная в недрах вещества! 
Вы - пламя, замурованное в безднах, 
      Вы - факел, кинутый 
      В пороховой подвал! 
Самовзрыватель, будь же динамитом! 
Земля, взорвись вселенским очагом! 
Сильней, размах! отжившую планету 
Швырните бомбой в звёздные миры! 
Ужель вам ждать, пока комками грязи 
Не распадётся мёрзлая земля? 
И в сонмах солнц не вспыхнет новым солнцем - 
Косматым сердцем Млечного Пути? 

25 января 1923, Коктебель


X. Война

1

Был долгий мир. Народы были сыты 
И лоснились: довольные собой, 
Обилием и общим миролюбьем. 
Лишь изредка, переглянувшись, все 
Кидались на слабейшего; и разом 
Его пожравши, пятились, рыча 
И челюсти ощеривая набок; 
И снова успокаивались. 
В мире 
Всё шло как следует: 
Трильон колёс 
Работал молотами, рычагами, 
Ковали сталь, 
Сверлили пушки, 
Химик 
Изготовлял лиддит и мелинит; 
Учёные изобретали способ 
За способом для истребленья масс; 
Политики чертили карты новых 
Колониальных рынков и дорог; 
Мыслители писали о всеобщем 
Ненарушимом мире на земле, 
А женщины качались в гибком танго 
И обнажали пудренную плоть. 
Манометр культуры достигал 
До высочайшей точки напряженья. 

2

Тогда из бездны внутренних пространств 
Раздался голос, возвестивший: «Время 
Топтать точило ярости. За то, 
Что люди демонам, 
Им посланным служить, 
Тела построили 
И создали престолы, 
За то, что гневу 
Огня раскрыли волю 
В разбеге жерл и в сжатости ядра, 
За то, что безразличью 
Текущих вод и жаркого тумана 
Дали мускул 
Бегущих ног и вихри колеса, 
За то, что в своевольных 
Теченьях воздуха 
Сплели гнездо мятежным духам взрыва, 
За то, что жадность руд 
В рать пауков железных превратили, 
Неумолимо ткущих 
Сосущие и душащие нити, - 
За то освобождаю 
Пленённых демонов 
От клятв покорности, 
А хаос, сжатый в вихрях вещества, 
От строя музыки! 
Даю им власть над миром, 
Покамест люди 
Не победят их вновь, 
В себе самих смирив и поборов 
Гнев, жадность, своеволье, безразличье». 

3

И видел я: разверзлись двери неба 
В созвездьи Льва, и бесы 
На землю ринулись… 
Сгрудились люди по речным долинам, 
Означивши великих царств межи 
И вырывши в земле 
Ходы, змеиные и мышьи тропы, 
Пасли стада прожорливых чудовищ: 
Сами 
И пастыри и пища. 

4

Время как будто опрокинулось 
И некрещённым водою потопа 
Казался мир: из тины выползали 
Огромные коленчатые гады, 
Железные кишели пауки, 
Змеи глотали молнии, 
Драконы извергали 
Снопы огня и жалили хвостом, 
В морях и реках рыбы 
Метали 
Икру смертельную, 
От ящеров крылатых 
Свет застилался, сыпались на землю 
Разрывные и огненные яйца, 
Тучи насекомых, 
Чудовищных строеньем и размером, 
В телах людей 
Горючие личинки оставляли, - 
И эти полчища исчадий, 
Получивших 
И гнев, и страсть, и злобу от людей, 
Снедь человечью жалили, когтили, 
Давили, рвали, жгли, жевали, пожирали, 
А города подобно жерновам 
Без устали вращались и мололи 
Зерно отборное 
Из первенцев семейств 
На пищу демонам. 
И тысячи людей 
Кидались с вдохновенным исступленьем 
И радостью под обода колёс. 
Всё новые и новые народы 
Сбегались и сплетались в хороводы 
Под гром и лязг ликующих машин, 
И никогда подобной пляски смерти 
Не видел исступлённый мир! 

5

Ещё! ещё! И всё казалось мало… 
Тогда раздался новый клич: «Долой 
Войну племён, и армии, и фронты: 
Да здравствует гражданская война!» 
И армии, смешав ряды, в восторге 
С врагами целовались, а потом 
Кидались на своих, рубили, били, 
Расстреливали, вешали, пытали, 
Питались человечиной, 
Детей засаливали впрок, - 
Была разруха, 
Был голод. 
Наконец пришла чума. 

6

Безглазые настали времена, 
Земля казалась шире и просторней, 
Людей же стало меньше, 
Но для них 
Среди пустынь недоставало места, 
Они горели только об одном: 
Скорей построить новые машины 
И вновь начать такую же войну. 
Так кончилась предбредовая схватка, 
Но в этой бойне не уразумели, 
Не выучились люди ничему. 

29 января 1923, Коктебель


Лиддит - взрывчатое вещество, распространяющее при взрыве удушливые газы
Мелинит - взрывчатое вещество, состоящее из пикриновой кислоты и пироксилина

XI. Космос

1

Созвездьями мерцавшее чело, 
Над хаосом поднявшись, отразилось 
Обратной тенью в безднах нижних вод. 
Разверзлись два смежённых ночью глаза - 
И брызнул свет. Два огненных луча, 
Скрестясь в воде, сложились в гексаграмму. 
Немотные раздвинулись уста, 
И поднялось из недр молчанья слово. 
И сонмы духов вспыхнули окрест 
От первого вселенского дыханья. 
Десница подняла материки, 
А левая распределила воды, 
От чресл размножилась земная тварь, 
От жил - растения, от кости - камень, 
И двойники - небесный и земной - 
Соприкоснулись влажными ступнями. 
Господь дохнул на преисподний лик, 
И нижний оборотень стал Адамом. 
Адам был миром, мир же был Адам. 
Он мыслил небом, думал облаками, 
Он глиной плотствовал, растеньем рос. 
Камнями костенел, зверел страстями, 
Он видел солнцем, грезил сны луной, 
Гудел планетами, дышал ветрами, 
И было всё - вверху, как и внизу - 
Исполнено высоких соответствий. 

2

Вневременье распалось в дождь веков, 
И просочились тысячи столетий. 
Мир конусообразною горой 
Покоился на лоне океана. 
С высоких башен, сложенных людьми, 
Из жирной глины тучных межиречий 
Себя забывший Каин разбирал 
Мерцающую клинопись созвездий. 
Кишело небо звёздными зверьми 
Над храмами с крылатыми быками. 
Стремилось солнце огненной стезёй 
По колеям ристалищ Зодиака. 
Хрустальные вращались небеса, 
И напрягались бронзовые дуги, 
И двигались по сложным ободам 
Одна в другую вставленные сферы. 
И в дельтах рек - Халдейский звездочёт 
И пастухи Иранских плоскогорий, 
Прислушиваясь к музыке миров, 
К гуденью сфер и к тонким звёздным звонам, 
По вещим сочетаниям светил 
Определяли судьбы царств и мира. 
Всё в преходящем было только знак 
Извечных тайн, начертанных на небе. 

3

Потом замкнулись прорези небес, 
Мир стал ареной, залитою солнцем, 
Палестрою для Олимпийских игр 
Под куполом из чёрного эфира, 
Опёртым на Атлантово плечо. 

На фоне винно-пурпурного моря 
И рыжих охр зазубренной земли, 
Играя медью мускулов, - атлеты 
Крылатым взмахом умащённых тел 
Метали в солнце бронзовые диски 
Гудящих строф и звонких теорем. 

И не было ни индиговых далей, 
Ни уводящих в вечность перспектив: 
Всё было осязаемо и близко - 
Дух мыслил плоть и чувствовал объём. 
Мял глину перст и разум мерил землю. 

Распоры кипарисовых колонн, 
Вощёный кедр закуренных часовен, 
Акрополи в звериной пестроте, 
Линялый мрамор выкрашенных статуй 
И смуглый мрамор липких алтарей, 
И ржа и бронза золочёных кровель, 
Чернь, киноварь, и сепия, и желчь - 
Цвета земли понятны были глазу, 
Ослепшему к небесной синеве, 
Забывшему алфавиты созвездий. 
Когда ж душа гимнастов и борцов 
В мир довременной ночи отзывалась 
И погружалась в исступлённый сон - 
Сплетенье рук и напряженье связок 
Вязало торсы в стройные узлы 
Трагических метопов и эподов 
Эсхиловых и Фидиевых строф. 

Мир отвечал размерам человека, 
И человек был мерой всех вещей. 

4

Сгустилась ночь. Могильники земли 
Извергли кости праотца Адама 
И Каина. В разрыве облаков 
Был виден холм и три креста - Голгофа. 
Последняя надежда бытия. 

Земля была недвижным тёмным шаром. 
Вокруг неё вращались семь небес, 
Над ними небо звёзд и Первосилы, 
И всё включал пресветлый Эмпирей. 
Из-под Голгофы внутрь земли воронкой 
Вёл Дантов путь к сосредоточыо зла. 
Бог был окружностью, а центром Дьявол, 
Распяленный в глубинах вещества. 

Неистовыми взлётами порталов 
Прочь от земли стремился человек. 
По ступеням империй и соборов, 
Небесных сфер и адовых кругов 
Шли кольчатые звенья иерархий 
И громоздились Библии камней - 
Отображенья десяти столетий: 
Циклоны веры, шквалы ересей, 
Смерчи народов - гунны и монголы, 
Набаты, интердикты и костры, 
Сто сорок пап и шестьдесят династий, 
Сто императоров, семьсот царей. 
И сквозь мираж расплавленных оконниц 
На золотой геральдике щитов - 
Труба Суда и чёрный луч Голгофы 
Вселенский дух был распят на кресте 
Исхлёстанной и изъязвлённой плоти. 

5

Был литургийно строён и прёкрасен 
Средневековый мир. Но Галилей 
Сорвал его, зажал в кулак и землю 
Взвил кубарем по вихревой петле 
Вокруг безмерно выросшего солнца. 
Мир распахнулся в центильоны раз. 
Соотношенья дико изменились, 
Разверзлись бездны звёздных Галактей, 
И только Богу не хватило места. 
Пытливый дух апостола Фомы, 
Воскресшему сказавший: «Не поверю, 
Покамест пальцы в раны не вложу», - 
Разворотил тысячелетья веры. 

Он очевидность выверил числом, 
Он цвет и звук проверил осязаньем, 
Он взвесил свет, измерил бег луча, 
Он перенёс все догмы богословья 
На ипостаси сил и вещества. 
Материя явилась бесконечной, 
Единосущной в разных естествах, 
Стал Промысел - всемирным тяготеньем, 
Стал вечен атом, вездесущ эфир: 
Всепроницаемый, всетвёрдый, скользкий - 
«Его ж никто не видел и нигде». 

Исчисленный Лапласом и Ньютоном, 
Мир стал тончайшим синтезом колёс, 
Эллипсов, сфер, парабол - механизмом, 
Себя заведшим раз и навсегда 
По принципам закона сохраненья 
Материи и Силы. 
Человек, 
Голодный далью чисел и пространства, 
Был пьян безверьем - злейшею из вер, 
А вкруг него металось и кишело 
Охваченное спазмой вещество. 
Творец и раб сведённых корчей тварей, 
Им выявленных логикой числа 
Из косности материи, он мыслил 
Вселенную как чёрный негатив: 
Небытие, лоснящееся светом, 
И сущности, окутанные тьмой. 
Таким бы точно осознала мир 
Сама себя постигшая машина. 

6

Но неуёмный разум разложил 
И этот мир, построенный на ощупь 
Вникающим и мерящим перстом. 
Всё относительно: и бред, и знанье. 
Срок жизни истин: двадцать - тридцать лет, 
Предельный возраст водовозной клячи. 
Мы ищем лишь удобства вычислений, 
А в сущности, не знаем ничего: 
Ни ёмкости, ни смысла тяготенья, 
Ни масс планет, ни формы их орбит, 
На вызвездившем небе мы не можем 
Различить глазом «завтра» от «вчера». 

Нет вещества - есть круговерти силы; 
Нет твёрдости - есть натяженье струй; 
Нет атома - есть поле напряженья 
(Вихрь малых «не» вокруг большого «да»); 
Нет плотности, нет веса, нет размера - 
Есть функции различных скоростей. 
Всё существует разницей давлений, 
Температур, потенциалов, масс; 
Струи времён текут неравномерно; 
Пространство - лишь разнообразье форм. 
Есть не одна, а много математик; 
Мы существуем в Космосе, где всё 
Теряется, ничто не создаётся; 
Свет, электричество и теплота - 
Лишь формы разложенья и распада; 
Сам человек - могильный паразит, - 
Бактерия всемирного гниенья. 
Вселенная - не строй, не организм, 
А водопад сгорающих миров, 
Где солнечная заверть - только случай 
Посереди необратимых струй, 
Бессмертья нет, материя конечна, 
Число миров исчерпано давно. 
Все тридцать пять мильонов солнц возникли 
В единый миг и сгинут все зараз. 
Всё бытиё случайно и мгновенно. 
Явленья жизни - беглый эпизод 
Между двумя безмерностями смерти. 
Сознанье - вспышка молнии в ночи, 
Черта аэролита в атмосфере, 
Пролёт сквозь пламя вздутого костра 
Случайной птицы, вырванной из бури 
И вновь нырнувшей в снежную метель. 

7

Как глаз на расползающийся мир 
Свободно налагает перспективу 
Воздушных далей, облачных кулис 
И к горизонту сводит параллели, 
Внося в картину логику и строй, - 
Так разум среди хаоса явлений 
Распределяет их по ступеням 
Причинной связи времени, пространства 
И укрепляет сводами числа. 

Мы, возводя соборы космогоний, 
Не внешний в них отображаем мир, 
А только грани нашего незнанья. 
Системы мира - слепки древних душ, 
Зеркальный бред взаимоотражений 
Двух противопоставленных глубин. 
Нет выхода из лабиринта знанья, 
И человек не станет никогда 
Иным, чем то, во что он страстно верит. 

Так будь же сам вселенной и творцом, 
Сознай себя божественным и вечным 
И плавь миры по льялам душ и вер. 
Будь дерзким зодчим вавилонских башен 
Ты, заклинатель сфинксов и химер. 

12 июня 1923, Коктебель


Гексаграмма - шестиугольник (каббалистический знак).
Зодиак - пояс на небесной сфере, по которой движутся Солнце, Луна и планеты, разделяется на 12 знаков по числу зодиакальных созвездий.
Халдейский звездочёт… - Халдеи - древние кочевые племена, обитавшие близ устьев Тигра и Евфрата во II тысячелетии до н.э.; считаются основоположниками астрономии.
Палестра - общественная гимнастическая школа в Древней Греции.
Метоп - часть фриза на колоннах с рельефными изображениями.
Эпод - в античной трагедии заключительная часть песни, исполнявшейся хором после ряда строф и антистроф.
Эсхил (ок.525 - 456 до н.э.) - древнегреческий драматург, «отец трагедии».
Фидий (V в. до н.э.) - древнегреческий архитектор и скульптор.
Эмпирей - в средневековой христианской космологии огневое небо, объемлющее прочие небесные сферы и руководящее их движением, абсолютный верх космоса.
Интердикты - распространённые в средние века в римско-католической церкви запрещения общественного богослужения; форма наказания отдельных лиц, а также целых городов и территорий.
Пытливый дух апостола Фомы… - известный евангельский эпизод с Фомой, одним из двенадцати апостолов, так отнёсшимся к воскресению Христа.
Лаплас Пьер Симон (1749-1827) - французский астроном.
Аэролит - метеорит.
Льяло - форма для отливки, изложница.

XII. Таноб

1

От Иоанна Лествичника чтенье: 
«Я посетил взыскуемый Таноб 
И видел сих невинных осужденцев. 
Никем не мучимы, себя же мучат сами. 
Томясь, томят томящего их дух. 
Со связанными за спиной руками 
Стоят всю ночь, не подгибая ног, 
Одолеваемые сном, качаясь, 
Себе ж покоя не дая на миг. 
Иные же себе томяще зноем, 
Иные холодом, иные, ковш 
Воды пригубив, отвергают, только б 
Не умереть от жажды, хлеб иные 
Отведав, прочь бросают, говоря, 
Что жившие по-скотски недостойны 
Вкушать от пищи человеческой, 
Иные, как о мертвецах, рыдают 
О душах собственных, иные слёзы 
Удерживают, а когда не могут 
Терпеть - кричат. Иные головами 
Поникшими мотают, точно львы, 
Рыкающе и воя протяжённо. 
Иные молят Бога покарать 
Проказою, безумьем, беснованьем, 
Лишь бы не быть на муки осуждённым 
На вечные. И ничего не слышно 
Опричь: «Увы! Увы!» и «Горе! Горе!» 
Да тусклые и впалые глаза, 
Лишённые ресниц глазничных веки, 
Зелёные покойницкие лица, 
Хрипящие от напряженья перси, 
Кровавые мокроты от биенья 
В грудь кулаком, сухие языки, 
Висящие из воспалённых уст, 
Как у собак. Всё тёмно, грязно, смрадно». 

2

Горючим ядом было христианство. 
Ужаленная им душа металась 
В неистовстве и корчах: совлекая 
Отравленный хитон Геракла - плоть. 
Живая глина обжигалась в жгучем 
Вникающем и плавящем огне. 
Душа в борьбе и муках извергала 
Отстоенную радость бытия 
И полноту языческого мира. 
Был так велик небесной кары страх, 
Что муки всех прижизненных застенков 
Казались предпочтительны. Костры 
Пылали вдохновенно, очищая 
От одержимости и ересей 
Заблудшие, метущиеся души. 
Доминиканцы жгли еретиков, 
А университеты жгли колдуний. 
Но был хитёр и ловок Сатана: 
Природа мстила, тело издевалось, 
Могучая заклёпанная хоть 
Искала выходы. В глухом подполье 
Монах гноил бунтующую плоть 
И мастурбировал, молясь Мадонне. 
Монахини, в экстазе отдаваясь 
Грядущему в полночи жениху, 
В последней спазме не могли различить 
Иисусов лик от лика Сатаны. 
Весь мир казался трупом, Солнце - печью 
Для грешников. Спаситель - палачом. 

3

Водитель душ измученную душу 
Брал за руку и разверзал пред ней 
Зияющую ёмкость преисподней 
Во всю её длину и глубину. 
И грешник видел пламя океана 
Багрового и чёрного, а в нём 
В струях огня и в огневертях мрака 
Бесчисленные души осуждённых, 
Как руны рыб в провалах жгучих бездн. 
Он чувствовал невыносимый смрад, 
Дух замирал от серного удушья 
Под шквалами кощунств и богохульств; 
От зноя на лице дымилась кожа, 
Он сам себе казался гнойником; 
Слюна и рвота подступали к горлу. 
Он видел стены медного Кремля, 
А посреди на рдяно-сизом троне 
Из сталактитов пламени - Царя 
С чудовищным, оцепенелым ликом 
Литого золота. Вкруг сонмы сонм 
Отпадших ангелов и человечий 
Мир, отданный в управу Сатане: 
Нет выхода, нет меры, нет спасенья! 
Таков был мир: посередине - Дьявол - 
Дух разложенья, воля вещества, 
Князь времени. Владыка зЕмной плоти - 
И Бог, пришедший яко тать в ночи - 
Поруганный, исхлёстанный, распятый. 

В последней безысходности пред ним 
Развёртывалось новое виденье: 
Святые пажити, маслины и сады 
И лилии убогой Галилеи… 
Крылатый вестник девичьих светлиц 
И девушка с божественным младенцем. 
В тщете земной единственной надеждой 
Был образ Богоматери: она 
Сама была материей и плотью, 
Ещё не опороченной грехом, 
Сияющей первичным светом, тварью, 
Взнесённой выше ангелов, землёй, 
Рождающей и девственной, обетом, 
Что такова в грядущем станет персть, 
Когда преодолеет разложенье 
Греха и смерти в недрах бытия. 
И к ней тянулись упованья мира, 
Как океаны тянутся к луне. 

4

Мечты и бред, рождённые темницей, 
Решётки и затворы расшатал 
Каноник Фраунбергского собора 
Смиреннейший Коперник. Галилей 
Неистовый и зоркий вышиб двери, 
Размыкал своды, кладку разметал 
Напористый и доскональный Кеплер, 
А Ньютон - Дантов Космос, как чулок 
Распялив, выворотил наизнанку. 
Все то, что раньше было Сатаной, 
Грехом, распадом, косностью и плотью, 
Всё вещество в его ночных корнях, 
Извилинах, наростах и уклонах - 
Вся тёмная изнанка бытия 
Легла фундаментом при новой стройке, 
Теперь реальным стало только то, 
Что можно было взвесить и измерить, 
Коснуться пястью, выразить числом. 
И новая вселенная возникла 
Под пальцами апостола Фомы. 
Он сам ощупал звёзды, взвесил землю, 
Распялил луч в трёхгранности стекла, 
Сквозь трещины распластанного спектра 
Туманностей исследовал состав, 
Хвостов комет и бег миров в пространстве, 
Он малый атом ногтем расщепил 
И стрелы солнца взвесил на ладони. 
В два-три столетья был преображён 
Весь старый мир: разрушен и отстроен. 
На миллионы световых годов 
Раздвинута темница мирозданья, 
Хрустальный свод расколот на куски, 
И небеса проветрены от Бога. 

5

Наедине с природой человек 
Как будто озверел от любопытства: 
В лабораториях и тайниках 
Её пытал, допрашивал с пристрастьем, 
Читал в мозгу со скальпелем в руке, 
На реактивы пробовал дыханье, 
Старухам в пах вшивал звериный пол. 
Отрубленные пальцы в термостатах, 
В растворах вырезанные сердца 
Пульсировали собственною жизнью, 
Разъятый труп кусками рос и цвёл. 
Природа, одурелая от пыток, 
Под микроскопом выдала свои 
От века сокровеннейшие тайны: 
Механику обрядов бытия. 
С таким же исступлением, как раньше, 
В себе стремился выжечь человек 
Всё то, что было плотью, так теперь 
Отвсюду вытравлял заразу духа, 
Охолощал не тело, а мечту, 
Мозги дезинфицировал от веры, 
Накладывал запреты и табу 
На всё, что не сводилось к механизму: 
На откровенье, таинство, экстаз… 
Огородил свой разум частоколом 
Торчащих фактов, терминов и цифр 
И до последних граней мирозданья 
Раздвинул свой безвыходный Таноб. 

6

Но так едка была его пытливость, 
И разум вскрыл такие недра недр, 
Что самая материя иссякла, 
Истаяла под ощупью руки… 
От чувственных реальностей осталась 
Сомнительная вечность вещества, 
Подточенною тлёю Энтропии; 
От выверенных Кантовых часов, 
Секундами отсчитывавших время - 
Метель случайных вихрей в пустоте, 
Простой распад усталых равновесий. 
Мир стёр зубцы Лапласовых колёс, 
Заржавели Ньютоновы пружины, 
Эвклидов куб - наглядный и простой - 
Оборотился Римановой сферой: 
Вчера Фома из самого себя 
Ступнёю мерил радиус вселенной 
И пядями окружность. А теперь 
Сам выпяченный на поверхность шара, 
Не мог проникнуть лотом в глубину: 
Отвес, скользя, чертил меридианы. 
Так он постиг, что тяготенье тел 
Есть внутренняя кривизна пространства, 
И разум, исследивший все пути, 
Наткнулся сам на собственные грани: 
Библейский змий поймал себя за хвост. 

7

Строители коралловых атоллов 
На дне времён, среди безмерных вод - 
В ограде кольцевых нагромождений 
Своих систем - мы сами свой Таноб. 
Мир познанный есть искаженье мира, 
И человек недаром осуждён 
В святилищах устраивать застенки, 
Идеи обжигать на кирпичи, 
Из вечных истин строить казематы 
И вновь взрывать кристаллы и пласты 
И догматы отстоенной культуры: - 
Познание должно окостенеть, 
Чтоб дать жерло и направленье взрыву. 
История проникнута до дна 
Коллоидальной спазмой аскетизма, 
Сжимающею взрывы мятежей. 
Свободы нет, но есть освобожденье! 
Наш дух - междупланетная ракета, 
Которая, взрываясь из себя, 
Взвивается со дна времён, как пламя. 

16 мая 1926, Коктебель


Таноб - темница, место подвижничества христианских аскетов.
Иоанн Лествичник (ок.525 - ок.600) - синайский монах, автор «Лествицы», памятника аскетической назидательной литературы, содержащего 30 бесед о различных ступенях духовного восхождения к совершенству.
Отравленный хитон Геракла - хитон, пропитанный кровью кентавра Несса, превратившейся в яд; когда Геракл надел хитон, тот сразу прирос к телу, причиняя невыносимые страдания.
Доминиканцы - члены монашеского ордена, основанного св.Домиником в 1215 г.; одним из назаначений ордена была охрана церкви от ереси. С 1232 г. в руки доминиканцев была передана инквизиция.
Коперник Николай (1473-1543) - избранный каноником в 24 года, в 1512 г. поселился в городе Фромборк в одной из башен крепостной стены, служившей ему обсерваторией.
Кеплер Иоганн (1571-1630) - немецкий астроном, открывший законы движения планет.
Риман Георг Фридрих Бернхард (1826-1866) - немецкий математик.

XIII. Государство

1

      Из совокупности 
      Избытков, скоростей, 
      Машин и жадности 
      Возникло государство. 
Гражданство было крепостью, мечом, 
Законом и согласьем. Государство 
      Явилось средоточьем 
Кустарного, рассеянного зла: 
Огромным бронированным желудком, 
В котором люди выполняют роль 
Пищеварительных бактерий. Здесь 
Всё строится на выгоде и пользе, 
      На выживанье приспособленных, 
      На силе. 
Его мораль - здоровый эгоизм. 
Цель бытия - процесс пищеваренья. 
Мерило же культуры - чистота 
Отхожих мест и ёмкость испражнений. 

2

      Древнейшая 
      Из государственных регалий 
Есть производство крови. 
Судья, как выполнитель Каиновых функций, 
Непогрешим и неприкосновенен. 
Убийца без патента не преступник, 
      А конкурент: 
Ему пощады нет. 
Кустарный промысел недопустим 
В пределах монопольного хозяйства. 

3

      Из всех насилий, 
Творимых человеком над людьми, 
      Убийство - наименьшее, 
      Тягчайшее же - воспитанье. 
      Правители не могут 
Убить своих наследников, но каждый 
Стремится исковеркать их судьбу: 
В ребёнке с детства зреет узурпатор, 
      Который должен быть 
      Заране укрощён. 
      Смысл воспитанья - 
Самозащита взрослых от детей. 
Поэтому за рангом палачей 
      Идёт учёный Комитет 
      Компрачикосов, 
      Искусных в производстве 
      Обеззараженных 
      Кастрированных граждан. 

4

Фиск есть грабёж, а собственность есть кража, 
      Затем, что кража есть 
      Единственная форма 
      Законного приобретенья. 
      Государство 
      Имеет монополию 
      На производство 
      Фальшивых денег. 
      Профиль на монете 
И на кредитном знаке герб страны 
Есть то же самое, что оттиск пальцев 
На антропометрическом листке: 
Расписка в преступленьи. 
      Только руки 
Грабителей достаточно глубоки, 
Чтоб удержать награбленное. 
      Воры, 
Бандиты и разбойники - одни 
      Достойны быть 
      Родоначальниками 
      Правящих династий 
И предками владетельных домов. 

5

      А в наши дни, когда необходимо 
Всеобщим, равным, тайным и прямым 
      Избрать достойного - 
      Единственный критерий 
      Для выборов: 
      Искусство кандидата 
      Оклеветать противника 
      И доказать 
Свою способность к лжи и преступленью. 
Поэтому парламентским вождём 
Является всегда наинаглейший 
И наиадвокатнейший из всех. 
Политика есть дело грязное - 
      Ей надо 
      Людей практических, 
      Не брезгающих кровью, 
      Торговлей трупами 
      И скупкой нечистот… 
Но избиратели доселе верят 
В возможность из трёх сотен негодяев 
      Построить честное 
      Правительство стране. 

6

Есть много истин, правда лишь одна: 
Штампованная признанная правда. 
      Она готовится 
      Из грязного белья 
Под бдительным надзором государства 
      На все потребности 
      И вкусы и мозги. 
Её обычно сервируют к кофе 
Оттиснутой на свежие листы, 
Её глотают наскоро в трамваях, 
И каждый сделавший укол с утра 
На целый день имеет убежденья 
      И политические взгляды: 
      Может спорить, 
Шуметь в собраньях и голосовать. 
Из государственных мануфактур, 
Как алкоголь, как сифилис, как опий, 
Патриотизм, спички и табак, - 
Из патентованных наркотиков 
      Газета 
Есть самый сильнодействующий яд, 
Дающий наибольшие доходы. 

7

В нормальном государстве вне закона 
Находятся два класса: 
      Уголовный 
      И правящий. 
Во время революций 
Они меняются местами, 
      В чём, 
По существу, нет разницы. 
     Но каждый, 
Дорвавшийся до власти, сознаёт 
Себя державной осью государства 
И злоупотребляет правом грабежа, 
Насилий, пропаганды и расстрела. 
Чтоб довести кровавый самогон 
Гражданских войн, расправ и самосудов 
До выгонки нормального суда, 
Революционное правительство должно 
      Активом террора 
      Покрыть пассив убийц. 
      Так революция, 
      Перетряхая классы, 
Усугубляет государственность: 
      При каждой 
Мятежной спазме одичалых масс 
Железное огорлие гаротты 
Сжимает туже шейные хрящи. 
Благонадёжность, шпионаж, цензура, 
Проскрипции, доносы и террор - 
      Вот достижения 
      И гений революций! 

13 апреля 1922, Коктебель


Компрачикосы - сообщество бродяг (XVII в.), которые скупали и перепродавали детей, фабрикуя из них уродов и калек.
Гаротта - применявшееся в Испании орудие казни посредством удавления.

XIV. Левиафан

«Множество, соединённое в одном лице, 
именуется Государством - Civitas. 
Таково происхождение Левиафана, 
или, говоря почтительнее, - 
этого Смертного Бога». 
                  Гоббс. «Левиафан» 
1

Восставшему в гордыне дерзновенной, 
Лишённому владений и сынов, 
Простёртому на стогнах городов 
На гноище поруганной вселенной, - 

Мне - Иову - сказал Господь: 
                             «Смотри: 
Вот царь зверей - всех тварей завершенье, - 
Левиафан! 
Тебе разверзну зренье, 
Чтоб видел ты как вне, так и внутри 
Частей его согласное строенье 
И славил правду мудрости моей». 

2

И вот, как материк, из бездны пенной, 
Взмыв Океан, поднялся Зверь зверей - 
Чудовищный, огромный, многочленный… 
В звериных недрах глаз мой различал 
Тяжёлых жерновов круговращенье, 
Вихрь лопастей, мерцание зерцал, 
И беглый огнь, и молний излученье. 

3

«Он в день седьмой был мною сотворён, - 
Сказал Господь, - 
Все жизни отправленья 
В нём дивно согласованы. 
Лишён 
Сознанья - он весь пищеваренье. 
И человечество издревле включено 
В сплетенье жил на древе кровеносном 
Его хребта, и движет в нём оно 
Великий жернов сердца. 
Тусклым, косным 
Его ты видишь. 
Рдяною рекой 
Струится, свет мерцающий в огромных 
Чувствилищах. 
А глубже - в безднах тёмных 
Зияет голод вечною тоской. 
Чтоб в этих недрах, медленных и злобных, 
Любовь и мысль таинственно воззвать, 
Я сотворю существ, ему подобных, 
И дам им власть друг друга пожирать». 

4

И видел я, как бездна Океана 
Извергла в мир голодных спрутов рать: 
Вскипела хлябь и сделалась багряна. 
Я ж день рожденья начал проклинать. 

5

Я говорил: 
           «Зачем меня сознаньем 
Ты в этой тьме кромешной озарил 
И, дух живой вдохнув в меня дыханьем, 
Дозволил стать рабом бездушных сил, 
Быть слизью жил, бродилом соков чревных 
В кишках чудовища?» 

6

                    В раскатах гневных 
Из бури отвечал Господь: 
- Кто ты, 
Чтоб весить мир весами суеты 
И смысл хулить моих предначертаний? 
Весь прах, вся плоть, посеянные мной, 
Не станут ли чистейшим из сияний, 
Когда любовь растопит мир земной? 
Сих косных тел алкание и злоба 
Лишь первый шаг к пожарищам любви… 
Я сам сошёл в тебя, как в недра гроба, 
Я сам томлюсь огнём в твоей крови. 
Как я тебя - так ты взыскуешь землю. 
Сгорая - жги! 
Замкнутый в гроб - живи! 
Таким Мой мир приемлешь ты? 

7 

                            - Приемлю… 

Декабрь 1915, 1924


Эпиграф - цитата из книги английского философа Томаса Гоббса (1588-1679) «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651)
Левиафан (библ. миф.) - фантастическое морское чудовище, упоминаемое как пример непостижимости божественного творения. Наиболее развёрнутое его описание - в Книге Иова (XL-XLI), на которую опирается Волошин

XV. Суд

1

Праху - прах. Я стал давно землёй. 
      Мною 
Цвели растенья, мной светило солнце. 
      Всё, что было плотью, 
Развеялось, как радужная пыль - 
      Живая, безымянная. 
      И Океан времён 
      Катил прибой столетий. 

2

      Вдруг 
Призыв Архангела, 
Насквозь сверкающий 
Кругами медных звуков, 
Потряс Вселенную; 
И вспомнил себя 
Я каждою частицей, 
Рассеянною в мире. 

3

      В трубном вихре плотью 
Истлевшие цвели в могилах кости. 
      В земных утробах 
      Зашевелилась жизнь. 
      И травы вяли, 
      Сохли деревья, 
Лучи темнели, холодело солнце. 

4

      Настало 
      Великое молчанье. 
      В шафранном 
И тусклом сумраке земля лежала 
      Развёрстым кладбищем. 
      Как бурые нарывы, 
Могильники вздувались, расседались, 
      Обнажая 
Побеги бледной плоти: пясти 
      Ростками тонких пальцев 
      Тянулись из земли, 
      Ладони розовели, 
      Стебли рук и ног 
      С усильем прорастали, 
Вставали торсы, мускулы вздувались, 
      И быстро подымалась 
      Живая нива плоти, 
      Волнуясь и шурша. 

5

      Когда же тёмным клубнем, 
В комках земли и спутанных волос 
      Раскрылась голова 
И мёртвые разверзлись очи, - небо 
      Разодралось, как занавес, 
      Иссякло время, 
      Пространство сморщилось 
      И перестало быть. 

6

      И каждый 
Внутри себя увидел солнце 
      В Зверином круге… 

7

      …И сам себя судил. 

Февраль 1915, Париж


Призыв Архангела… - Апокалипсический призыв, возвещающий начало Страшного Суда
Звериный круг - круг Зодиака

Стихотворения взяты из книги:

Волошин М. А. Избранные стихотворения. - М.: Сов. Россия, 1988