Домой Вниз Поиск по сайту

Михаил Херасков

ХЕРАСКОВ Михаил Матвеевич [25 октября (5 ноября) 1733, Переяслав Полтавской губернии - 27 сентября (9 октября) 1807, Москва; похоронен на кладбище Донского монастыря], русский писатель.

Михаил Херасков. Mihael Heraskov

Эпическая поэма «Россияда» (1779), написанная в духе классицизма.

Подробнее

Фотогалерея (10)

ПОЭМА (1):

СТИХИ (7):

Вверх Вниз

Песенка

Что я прельщён тобой,
Чему тому дивиться, -
Тебе красой родиться
Назначено судьбой.
Прекрасное любить -
Нам сей закон природен,
И так я не свободен
К тебе несклонным быть.
Ты сделана прельщать,
А я рождён прельщаться,
На что же нам стараться
Природу превращать?
Я жертвую красе,
Ты жертвуй жаркой страсти,
Естественныя власти
Свершим уставы все.

[1763]


***

Поветрие, война опустошают свет,
А более всего рецепты да ланцет.

1760


***

Искусный медик ты, мы все о том слыхали.
Которые в твоих руках ни побывали,
Те после никогда в болезни не впадали
Затем, что уж они с постели не вставали.

1760


***

«На что науки знать? - невежда говорит. -
Добьюсь хорошего и без наук я чина».
Но чин тебе, мой друг, ума не подарит:
Ты будешь и в чести скотина как скотина.

1760


Лесть

Не будь игрой презренной лести,
О ты, кто силен и велик!
Ни правды тамо нет, ни чести,
Не сходен с сердцем где язык.

Прольётся сладкий мёд устами,
Когда тебе предстанет льстец:
То змей под красными цветами,
То в пище яда образец.

Когда же истина любезна
Тебе вещает, как труба,
Внимай, — она тебе полезна,
Хотя и кажется груба.

Когда велик, когда ты силен,
Льстецов нетрудно привлекать;
Льстецами целый свет обилен,
Но трудно истину сыскать.

Она всегда уединенна,
Она тиха, как майска ночь,
И самым тем она почтенна,
Что пышностей уходит прочь.

Престолы лестью сокрушались,
Погибли многие от ней;
Которы правдой украшались,
Не знали в жизни горьких дней.

Она в печали утешала,
Она служила в счастье им;
Кого ты, правда, украшала,
Тот всеми в свете был любим.

?


Богатство

Внемлите, нищи и убоги,
Что музы мыслят и поют:
Сребро и пышные чертоги
Спокойства сердцу не дают.

Весною во свирель играет
В убогой хижине пастух;
Богатый деньги собирает,
Имея беспокойный дух.

Богач, вкушая сладку пищу,
От ней бывает отвращён;
Вода и хлеб приятны нищу,
Когда он ими насыщён.

Когда ревут кипящи волны,
Богач трепещет на земли,
Что, может быть, сокровищ полны,
Погибнут в море корабли.

Убогий грусти не имеет,
Коль нечего ему терять;
На гром и непогоду смеет
Бесстрашным оком он взирать.

Не раз богатый жизнь теряет:
Он злато выше жизни чтит;
О нём всечасно умирает
И хищника во смерти зрит.

Хоть вещи все на свете тлеют,
Но та отрада в жизни нам:
О бедных бедные жалеют,
Желают смерти богачам.

Однако может ли на свете
Прожить без денег человек?
«Не может, - изреку в ответе, -
И тем-то наш и скучен век».

?


Знатная порода

Не славь высокую породу,
Коль нет рассудка, ни наук;
Какая польза в том народу,
Что ты мужей великих внук?

От Рюрика и Ярослава
Ты можешь род свой произвесть;
Однако то чужая слава,
Чужие имена и честь.

Их прах теперь в земной утробе,
Бесчувствен тамо прах лежит,
И слава их при тёмном гробе,
Их слава дремлюща сидит.

Раскличь, раскличь вздремавшу славу,
Свои достоинства трубя;
Когда же то невместно нраву,
Так всё равно, что нет тебя.

Коль с ними ты себя равняешь
Невежества в своей ночи,
Ты их сиянье заслоняешь,
Как облак солнечны лучи.

Не титла славу нам сплетают,
Не предков наших имена —
Одни достоинства венчают,
И честь венчает нас одна.

Безумный с мудрым не равняйся
И славных предков позабудь;
Коль разум есть, не величайся,
Заслугой им подобен будь.

Среди огня, в часы кровавы,
Скажи мне: «Так служил мой дед;
Не собственной искал он славы,
Искал отечеству побед».

Будь мужествен ты в ратном поле,
В дни мирны - добрый гражданин;
Не чином украшайся боле,
Собою украшай свой чин.

В суде разумным будь судьею,
Храни во нравах простоту, —
Пленюся славою твоею
И знатным я тебя почту.

?


Вверх Вниз

Биография

Херасков Михаил Матвеевич (1733 - 1807), поэт, прозаик.

Родился 25 октября (5 ноября н.с.) 1733 в Переяславе на Полтавщине в знатной семье валашских бояр, переселившихся в Россию при Петре I. Получил хорошее домашнее воспитание.

Затем учился в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе в Петербурге, который окончил в 1751. По выходе из корпуса Херасков недолгое время находился на военной службе, а затем поступил в только что открывшийся Московский университет «асессором». С юности был серьёзно увлечён творчеством.

В 1756 в «Ежемесячных сочинениях» были помещены его «Притчи» и эпиграммы, а в следующие годы он издаёт поэму в трёх частях «Плоды наук», трагедию «Венецианская монахиня».

В 1760 - 1762 издавал (при университете) журнал «Полезное увеселение», в 1873 - «Свободные часы»; «Невинное упражнение», «Доброе намерение».

Состоял членом Российской Академии.

К 70-м годам Херасков становится деятельным масоном и активным помощником Новикова. В частности, он передаёт в распоряжение Новикова Университетскую типографию. Масонская деятельность сказалась и в его творчестве, в той философии нравственного самоусовершенствования, которая определяет его лирику.

Вокруг Хераскова группировалась талантливая литературная молодёжь. В 70-х годах, покинув на несколько лет университет и женившись в Петербурге, он вместе с женой, одной из первых русских поэтесс, устроил в своём доме литературный салон, участники которого читали там свои произведения, помещаемые в журнале «Вечера» (1772-1773).

В 1763 - 1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. В историю русской литературы вошёл как крупный представитель русского классицизма, в творчестве которого обозначилось движение к сентиментализму. Знаменит как автор эпических поэм: «Плоды наук» (1761), «Чесменский бой» (1771), «Россияда» (1779), «Владимир Возрожденный» (1785), «Царь или Спасённый Новгород» (1800).

В драматургии Херасков выступил последователем классицизма. Написал 20 пьес, среди которых особенно известны были: трагедии «Пламена» (1765), «Борислав» (1774), «Освобождённая Москва» (1798); комедии «Безбожник» (1761), «Ненавистник» (1774).

Однако в драмах «Друг несчастных» (1774), «Гонимые» (1775) Херасков использует приёмы и мотивы сентиментализма. Проза Хераскова прошла эволюцию от философско-нравоучительного романа об идеальном государстве с царём-философом на троне («Нума Помпилий, или Процветающий Рим», 1768) до романа с запутанной любовно-авантюрной интригой («Кадм и Гармония», 1786).

Разбросанной по жанрам лирике Хераскова свойственны проповедь умеренности, сетование на испорченность современного общества, которому противоставляется тихая жизнь на лоне природы («Истинное благополучие», «О разуме», «К А. Ржевскому» и др.).

В возрасте 74 лет М. Херасков умер в Москве 27 сентября (9 октября н.с.) 1807.

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000


ХЕРАСКОВ, Михаил Матвеевич [25.X(5.XI).1733, Переяслав на Полтавщине, - 27.IX(9.X).1807, Москва] - русский писатель. Из знатной семьи валашских бояр. Окончил Сухопутный шляхетский корпус в Петербурге (1751). Издавал журналы «Полезное увеселение» (1760-62), «Свободные часы» (1763). В 1763-1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. Видный деятель русского масонства. В историю русской литературы Херасков вошёл как крупнейший представитель русского классицизма, в творчестве которого обозначилось движение к сентиментализму, как автор эпических поэм. В дидактической поэме «Плоды наук» (1761) Херасков, споря с Ж. Ж. Руссо, вполне в духе классицизма доказывал практическую и моральную пользу науки. Поэма «Чесменский бой» (1771) посвящена современной теме. В полном соответствии с поэтикой классицизма находится поэма «Россияда» (1779). Поэма написана шестистопным ямбом, высоким слогом; в ней изображено важное событие из истории страны - покорение Иваном Грозным Казанского царства. Принятие Русью христианства лежит в основе сюжета поэмы «Владимир Возрожденный» (1785), однако «второй план» её - рассказ о внутренней жизни человека, «сокровенных чувствах души, с самою собою борющейся», отразил масонские взгляды поэта. Откликом на события Великой французской революции явилась поэма «Царь, или Спасённый Новгород» (1800), в которой автор стремился представить «ужас безначальственного правления, пагубу междуусобий, бешенство мнимой свободы и безумное алкание равенства». Некоторое влияние поэмы-сказки Хераскова «Бахариана» (1803) сказалось на поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Последователем классицизма Херасков выступил и в драматургии (написал 20 пьес, включая переводы-переделки): трагедии «Пламена» (1765), «Борислав» (1774), «Идолопоклонники, или Горислава» (1782), «Освобождённая Москва» (1798), комедии «Безбожник» (1761), «Ненавистник» (1774, опубликована 1779) и др. Однако в первой и самой значительной трагедии Хераскова «Венецианская монахиня» (1758) заметны некоторые отступления от канонов классицизма: в трагедии три, а не пять актов, построена она на современном материале, в основе сюжета - любовная страсть, заставляющая героя трагедии решиться на позорную смерть ради спасения чести своей возлюбленной. В «слёзных драммах» «Друг несчастных» (1774), «Гонимые» (1775) и других Херасков изображает жизнь страдающих людей, используя приёмы и мотивы сентименталисткой драматургии.

Проза Хераскова эволюционировала от философско-нравоучительного романа об идеальном государстве с царём-философом на троне («Нума Помпилий, или Процветающий Рим», 1768) к роману с запутанной любовно-авантюрной интригой, показывающему историю человеческой души в духе масонской символики («Кадм и Гармония», 1786). Герой романа Кадм сначала погрязает в пороках, затем становится добродетельным, обретает Гармонию (это и жена героя, и обозначение его душевного состояния). В романе «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794) содержится резкая критика французской революции: жители изображённого здесь острова Терзит (по имени отрицательного персонажа «Илиады» Гомера), находясь в безначалии, превратились в буйное стадо. Проза Хераскова тяготеет к ритмичности; она многословна, изобилует словесными украшениями. Лирика Хераскова, разнообразная по жанрам, медитативна, для неё характерны нравоучительная проповедь умеренности, сетование на испорченность современного общества, которому противопоставляется тихая жизнь на лоне природы («Истинное благополучие», «О разуме», «К А. А. Ржевскому» и др.).

Соч.: Творения, ч. 1-12, М., 1796-[1803]; то же, 2 изд., М., 1807-12; Избр. произв. [Вступ. ст., подгот. текста и примеч. А. В. Западова], Л., 1961.

Лит.: Мерзляков А. Ф., Россияда, поэма эпическая г-на Хераскова, «Амфион», 1815, кн. 1-3, 5-6, 8-9; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 7, М., 1955, с. 112-15; Розанов И. Н., М. М. Херасков, в кн.: Масонство в его прошлом и настоящем, т. 2, [М., 1915]; Гуковский Г. А., У истоков рус. сентиментализма, в его кн.: Очерки по истории рус. лит-ры и обществ. мысли XVIII в., Л., 1938; Кулакова Л. И., Херасков, в кн.: История рус. лит-ры, т. 4, ч. 2, М. - Л., 1947; Поспелов Г. Н., У истоков рус. сентиментализма, «Вестник МГУ», 1948, № 1; Соколов А. Н., Очерки по истории рус. поэмы XVIII и первой пол. XIX в., М., 1955, с. 144-87; Макина М. А., Поэмы М. М. Хераскова, «Уч. зап. Новгород. пед. ин-та», 1963, т. 9; Назаретская К. А., Сентиментальные и предромантич. мотивы в творчестве Хераскова и поэтов его школы 60-70-х гг., «Уч. зап. Казан. ун-та», 1967, т. 127, кн. 2; Серман И. З., Херасков и Курбский, «Тр. ОДРЛ», 1969, т. 24; Билинкис М., Пространство и система персонажей в повестях М. М. Хераскова, в кн.: Рус. филология, 3-й сб. науч. студенч. работ, Тарту, 1971; Thiergen P., Studien zu M. M. Cheraskovs Versepos «Rossijada», Bonn, 1970 (Diss.).

М. Г. Альтшуллер

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 8. - М.: Советская энциклопедия, 1975

Админ Вверх
МЕНЮ САЙТА